ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

- это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.
Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта. Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека (как главного социального объекта и основного содержания стереотипа) и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише.
Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, "литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения. ... Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого или социально-допустимого поведения". Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид (группа, поколение) вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются... средствами и средой самого общения, в том числе масс-медиа". Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Источник: Социологический глоссарий гендерных терминов

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Г.С. - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме , а не на рациональном знании. Поэтому Г.С. редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.
Термин "стереотип" был введен в 1922 американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании, использование которого во многом "облегчает" людям восприятие новой информации. Г.С. изучаются преимущественно в гендерной социологии и психологии при характеристике особенностей гендерного восприятия других людей, новой информации, а также поведения. Социолог, изучая Г.С., присущие той или иной группе, может составить довольно точное представление о гендерной культуре этой группы, сделать прогноз гендерного поведения в социально значимой ситуации.
Г.С. исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении , нежели любого представителя противоположного гендера.
Г.С. передаются в процессе социализации , причем ранние периоды играют важнейшую роль: здесь дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Дети получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности. Семья и школа формируют Г.С., а последующая жизнь просто закрепляет их.
Г.С. используются людьми в познавательном процессе и выступают регуляторами их поведения на бессознательном уровне. Г.С. могут служить когнитивными образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации. Гендерная схема - стереотип восприятия человека по принципу пола - исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности. Такая гендерная схема может использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако экспериментально было доказано, что гендерная категоризация - самая сильная и используется чаще других. В некоторых случаях Г.С. может стать стигмой.
Г.С. могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Г.С., женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.
Как и всякий социальный стереотип , Г.С. предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу. Следование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, по данным ряда исследований, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конктерных наблюдаемых случаях. В исследованиях электорального поведения доказано, что кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Психологами было установлено, что люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в гендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.
В детском возрасте, на ранней стадии социализации, гендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Исследования показали, что дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного гендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути социально сконструированных) мужчине и женщине.
Г.С. часто приводят к созданию в сознании ложных связей между гендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).
Прочность Г.С. ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.
Психологи полагают, что действия на основе Г.С. могут вызвать к жизни так называемые самореализующиеся пророчества, о которых писал Р. Мертон : например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии с Г.С. и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.
Г.С. широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены в народном творчестве, мифологии.
Л.Г. Титаренко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
139.21 кб

Гендерные стереотипы в Германии

Надолинская Лина Николаевна
Гендерная тематика становится как никогда актуальной для исследователей, ибо в ходе ХХ века резко изменилась социальная и культурная среда, в рамках которой складываются формы и стереотипы человеческих взаимоотношений, трансформир
Читать PDF
89.46 кб

Гендерные стереотипы в средней школе

Корнеева Жанна Алексеевна
Читать PDF
81.32 кб

Гендерные стереотипы в студенческой среде

Капустина Полина Юрьевна, Кузнецова Тамара Александровна, Сиваченко Оксана Юрьевна
Статья посвящена изучению распространённости в молодежной среде традиционных гендерных стереотипов, касающихся поведения партнеров в паре. Анализируются 100 анкет студентов НГМУ по случайной выборке.
Читать PDF
111.93 кб

Гендерные стереотипы в традиционном обществе

Шаожева Наталия Анатольевна
Статья посвящена анализу гендерных стереотипов в традиционном обществе, и раскрываются они именно через исторический анализ становления общества и определения факторов, исходных для рассмотрения мужчины и женщины в определенной оп
Читать PDF
374.11 кб

Гендерные стереотипы в традиционной культуре

Макарова Аграфена Иннокентьевна
Статья посвящена рассмотрению гендерных стереотипов в традиционной культуре через исторический анализ положения женщины в якутском обществе.
Читать PDF
192.41 кб

Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет

Шилова Т. А.
Читать PDF
178.98 кб

Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы

Котлова Т. Б., Смирнова А. В.
Читать PDF
293.88 кб

Гендерные стереотипы в социокультурной реальности

Синицына Людмила Николаевна
В данной статье рассматривается специфика гендерных проблем, отмечаются уникальные особенности женского восприятия мира в противоречии с активной мужской доминантой.
Читать PDF
378.51 кб

Гендерные стереотипы в традиционной культуре ненцев

Сэрпиво С.Е.
Статья посвящена процессам формирования, закрепления и трансляции гендерных стереотипов в традиционной культуре ненцев. Актуальность работы продиктована отсутствием подобных исследований культуры коренных народов Западной Сибири.
Читать PDF
14.17 мб

СЕКСИЗМ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЕ

Поткина Александра Александровна
В данной статье приводится исследование проблемы сексизма и гендерных стереотипов, используемых как контент визуальной коммуникации в российской рекламе.
Читать PDF
234.27 кб

Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе

Соколова Е. А.
Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей функционирования гендерных стереотипов как особой группы стереотипов, бытующих в массовом сознании и понимаемых как упрощенное устойчивое представление о моделях поведения и чер
Читать PDF
410.33 кб

Исследование гендерных стереотипов: возрастной аспект

Карнаухова К.С.
В статье представлены результаты исследования, в котором проводился сравнительный анализ гендерных стереотипов юношей и девушек в период студенчества и мужчин и женщин в период взрослости.
Читать PDF
749.69 кб

Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления

Уле Мирьяна
Исследования процесса взросления требуют междисциплинарного подхода. Такими изысканиями занимаются психология, социология, антропология, педагогика, социальная история, медицина.
Читать PDF
218.47 кб

Стереотипизированная модель старения: гендерный аспект

Кац Юлия Владимировна
Рассматриваются проблемы старения в гендерной перспективе женская старость оказывается дискриминирована сразу по двум основаниям гендерному и возрастному.
Читать PDF
179.02 кб

Влияние гендерных стереотипов на рекламную коммуникацию

Полянская Ирина Львовна, Ерошина Наталья Олеговна
В статье отражены особенности построения рекламной коммуникации, основанной на такой внушительной группе стереотипов, как гендерные.

Похожие термины:

  • стереотип гендерный

    gender (-based) stereotype. - Cфор ми ровавшиеся в культуре обобщенные представления (убежде ния) о поведении мужчин и женщин. Исторически модель гендерных отношений строилась на постулате о доминировании пол
  • гендерный стереотип мужчины

    male gender stereotype. - Представление о мужчинах (социальной группе) как обладающих высоким статусом по сравнению с женщинами. Как представителям высокостатусной группы им приписываются стремление к экон
  • гендерный стереотип женщины

    female gender stereotype. - Представление о женщинах (социальной группе) как обладающих более низким статусом по сравнению с мужчинами. Позитивные черты женского стереотипа: доброта, добросердечие, гуманност