ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Социологический справочник
Генеральная совокупность – это (как
правило, лишь воображаемое) полное собрание объектов (людей, животных, растений
или вещей), являющееся источником данных. Она представляет все множество
статистических единиц (группу интересующих нас предметов).
Приведенный пассаж нельзя, конечно,
считать сколько-нибудь полноценным определением.
Информацию о генеральной
совокупности мы получаем, изучая выборки из нее; из каждой совокупности можно
сделать много разных выборок. По выборке мы получаем информацию об интересующих
нас параметрах совокупности. Например, выборочное
среднее дает информацию о среднем всей
совокупности.
Важно, чтобы перед формированием
выборки исследователь тщательно и полно определил генеральную совокупность, а
также способ извлечения выборки. Здесь всегда произносят заклинание: выборка
должна быть репрезентативной.
Примечание. Для случайной величины распределение вероятностей
рассматривается как определение генеральной совокупности этой случайной
величины.
Источник: Словарь социологической статистики
Такие системы называются также статистическими популяциями, или универсумами. Статистически Г. с. можно рассматривать в двух аспектах: в плане единиц отбора, из которых формируется выборочная совокупность, и в плане выборочных признаков единиц отбора, с которыми оперируют при последующей статистической обработке. Критерий целесообразности отбора относится прежде всего к единицам отбора, а не к признакам. Так, Г. с. семей включает в себя все группы людей, удовлетворяющие рабочему определению семьи.
С другой стороны, предметом исследования являются свойства единиц отбора. Исследователя интересуют не семьи сами по себе, а их состав, доход и т. д. Именно эти переменные становятся предметом статистического измерения после того как определены единицы отбора. Г. с. может быть качественной или количественной, в зависимости от того, являются ли свойства единиц отбора признаками или переменными. Соответственно, статистическое описание универсума принимает форму либо средних арифметических, либо частот распределения и процентов. Доходы семей, например, можно представить с помощью средних величин, а по профессиональной занятости членов семей можно лишь сгруппировать и выразить в виде долей от целого. Г. с. может быть конечной или бесконечной, в зависимости от того, ограничено или нет число элементов выборки. Понятие бесконечной Г. с. применяется в тех случаях, когда нет надобности ограничивать размер Г. с. Формулы расчета объема выборки для бесконечной Г. с. более просты, чем для конечной, поэтому к ним прибегают всякий раз, когда размеры конечной совокупности достаточно велики. При определении Г. с. обычно оговариваются ее пространственные и временные границы. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В социологических исследованиях в качестве Г.С. чаще всего выступают совокупности индивидов - население (города, страны и т.п.), социальная группа (молодежь, безработные, бизнесмены и т.п.), аудитория средств массовой коммуникации (СМК) и др. Однако во многих случаях Г.С. могут состоять из более крупных элементов (объектов) - семей (домохозяйств), академических групп, предприятий, религиозных общин, отдельных населенных пунктов или государств и т.п.
Корректное определение Г.С. и ее характеристик чрезвычайно важно для выбора дизайна исследования - стратегии построения репрезентативной выборки . Важнейшими характеристиками Г.С. являются ее объем и доступность элементов для определения.
С точки зрения объема, принято выделять конечные и бесконечные Г.С. Это деление является чисто техническим, оно обусловлено особенностями процедур оценивания объема и ошибок репрезентативной вероятностной (случайной) выборки. Конечными считаются Г.С., численность которых сопоставима с объемом выборки. Если объем выборки превышает несколько процентов от численности Г.С., ошибку выборки необходимо оценивать с поправкой на объем Г.С.
Бесконечными называются Г.С., объем которых, по сравнению с объемом репрезентативной случайной выборки, несоизмеримо велик. Строго говоря, все Г.С. в социальных науках конечны (даже если их численность составляет несколько миллиардов), однако на практике Г.С. можно считать бесконечной, если объем выборки, обеспечивающий приемлемый уровень ошибки, не превышает 1-2 % от ее численности. Иногда понятие бесконечности связывают непосредственно с объемом Г.С., например, более ста тысяч объектов.
Г.С., принадлежность к которым очевидна или легко устанавливается, называются конкретными. Для конкретных Г.С. несложно определить объем и получить относительно полный список их элементов - основу выборки ( Выборки основа). Например, список совершеннолетних жителей города можно получить в адресном столе, а списки студентов крупного города - в университетах. Если конкретная Г.С. очень велика (например, население страны), списки могут быть получены для всех ее структурных частей. Построение репрезентативной выборки случайной для конкретных Г.С. технически всегда возможно; проблемы могут возникнуть в связи с недостатком времени, квалифицированного персонала или материальных ресурсов.
Г.С., принадлежность к которой можно установить только в результате целенаправленных процедур или специальных исследований, называются гипотетическими. К таким Г.С. относятся, например, аудитории СМК (нельзя узнать, видел ли человек конкретный рекламный ролик, если не спросить его об этом), любители определенных видов аквариумных рыбок, эксперты по узкой проблеме и т.п. Для определения объема некоторых гипотетических Г.С. также необходимы специальные исследования. Возможность построения репрезентативной выборки случайной для гипотетичных Г.С. большого объема во многих случаях представляется проблематичной.
О.В. Терещенко
Источник: Социология: энциклопедия