ГЕРОЙ
ГЕРОЙ
от греч. heros - полубог, герой) - англ. hero; нем. Held. Личность (мистическая или реальная, живая или мертвая), символизирующая своей прошлой или настоящей соц. ролью (или поступками) особо важные аспекты ценностей данной культуры.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
герой
1) по Дж. С. Александеру, политик, способный посредством мифов, перформативных суждений, бинарных дискурсов, спектаклей сформировать идентификации людей со своей личностью, утвердить чувство большой и настоятельной потребности в своей деятельности; 2) по Э. Кантаровичу, индивид, вошедший в миф, прекративший быть просто смертным мужчиной (или женщиной) и развивший второе «бессмертное» тело с «иконной» внешностью, которая вызывает у людей сильнейшее чувство связи с божественным царством, возможностью утверждения «идеальной» жизни в самое ближайшее время; 3) по Г.Л. Моссе – индивид, умирающий ради сохранения нации, побочный продукт национализации смерти. - Литература: Александер Дж. С. Демократическая борьба за власть: президентская кампания в США 2008 года. - Вестник МГИМО-Университета, № 3, 2008; Kantorowicz, E. The King’s Two Bodies. Princeton: Princeton University Press, 1997; Mosse, G.L. Fallen Soldiers. – Oxford: Oxford University Press, 1990.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ГЕРОЙ
личность, совершившая самоотверженный поступок во имя интересов народа, общества, государства. Первоначальное значение термина было связано с историей и культурой Древней Греции, в которой герои представляли собой поколение полубогов, рожденных от смертной женщины и олимпийского бога. Одними из самых известных героев Древней Греции были Геракл и Одиссей. В первоначальной античной традиции сформировалось представление, что герой - это человек, обладающий каким-то необычным даром. Характеристика героев как свободных, деятельных натур, принимающих активное участие в жизни социума, нашла свое отражение в развитии в философии и этике нового времени (Г.-В.-Ф. Гегель, Шеллинг, И. Кант, Ф. Ницше). В социологии понятие «герой» начало активно разрабатываться в связи с развитием теорий социального действия, социологии влияния, теории героев и толпы. В рамках последней сложилось представление о том, что, если, например, оценка деятельности того или иного выдающегося человека связана с его вкладом в жизнь общества, то герой - это личность, которая осуществляет первый шаг и ведет за собой толпу.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Герой
(от греч. heros – полубог, герой). Герой. Hero. 1. Индивид, группа, класс, нация, взявшие на себя ответственность за решение сверхзадачи, которая в данный момент не под силу другим индивидам, группам, классам или нациям, заинтересованным в решении этой задачи. Но так как в силу наличия социальной дифференциации интересы у разных индивидов, групп, классов и наций разные, то действия Г. всегда встречают сопротивление. Сила сопротивления действиям Г. определяет масштаб совершенного им героизма. Сам же героизм означает степень социальной значимости всего совершенного Г. Поэтому решение Г. такой сверхзадачи рассматривается членами общества, заинтересованными в наличии в обществе примеров для социальных ориентаций, в качестве подвига – этой непреходящей ценности его героического поступка. Однако, в силу наличия в обществе людей, занимающих разное социальное положение, возникает ситуация, когда одно и тоже действие или поступок могут рассматриваться с разных и даже противополождных по социальному смыслу позиций. Поэтому, поступок или действие, рассматриваемое как героическое с одной социальной позиции, может в глазах других усматриваться как злодейство или преступление. Современная социальная расслоенность общества и чрезвычайная расслоенность культуры затрудняет поиск общих критериев оценки героических поступков. Но бесспорно одно, что одним из таких критериев является совпадение интересов всех социальных слоев, т.е. когда Г. действует в интересах абсолютного большинства. 2. Личность или группа (реальные или мифические), образы в произведениях искусства или литературы, символизирующие выражаемой в их поступках социальной позицией, рассматриваемой другими как непреходящая культурная ценность. Социальная роль Г. в обществе – наглядное представление образцов поведения, возможностей для социальных притязаний и определения ориентиров для ценностных ориентаций. Так, например, признание литературного произведения означает, что его герои стали выражением типа социального поведения, посредством которого осуществяются социальные самоидентификации читателей (зрителей). В дезинтегрированном обществе взникают герои, символизирующие противоположные ценности и взаимоисключающие ценностные ориентации. В таком случае в отношении друг друга они выступают как антигерои, которые, на первый взгляд, совершают одинаковые поступки. Но дело все в том, что эти поступки совершаются ради достижения различных целей. Только одна из этих целей совпадет с общеисторической тенденцией общественного развития, а другая – лишь с частными интересами определенных социальных слоев. Духовная культура предполагает умение распознавать признаки Г. и его отличие от антигероя. Сложность такого распознания заключается в том, что их противопоставление, как правило, осуществляется с позиций дегероизации Г. и героизации антигероя, а мерой индивидуальной оценки поступков каждого из них всегда является “свой герой”. См. также Антигерой и Дегероизация.