ГЕШТАЛЬТ
ГЕШТАЛЬТ
от нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура) - англ. gestalt; нем. Gestalt. Псих, структура как целостное образование, к-рое состоит из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как единое целое. См. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
гештальт
Gestalt нем. Gestalt ‘форма, образ’. - В психологии термин означает психологическую, физическую, биологическую или символическую структуру (перцептуальную модель), обладающую свойствами целого, несводимую к сумме ее частей. Данное понимание основано на врожденной способности наших чувств (senses) формировать образы, являющиеся первичными по отношению к частям, его составляющим. например, на рисунке с изображением собаки человек видит собаку, но не воспринимает ее отдельные части (лапы, хвост, уши и т.д.), для того чтобы составить представление о собаке. Целое больше суммы его частей. термин заимствован в межкультурную коммуникацию из когнитивной психологии для обозначения целостного (образного) восприятия коммуниканта и/или предмета разговора (Geert Hofstede, 1991). Процесс межкультурной коммуникации иногда рассматривается как обмен образами сознания.
Гештальт
целое», «правильная форма», труднопереводимый немецкий термин.
В начале XX в. появились первые гештальтпсихологи, которые утверждали, что сведение воспринимаемых явлений к простым элементам ведет к утрате общей конфигурации; иначе говоря, целое больше суммы своих частей. Были сформулированы законы, в частности о том, что сходные и близкорасположенные элементы группируются, а целое с недостающей частью все равно воспринимается как целое. Данный подход ратует за холистический анализ и не приемлет редукционизма. Если это утверждение перенести с феноменов физического восприятия на восприятие людей и их взаимодействие, индивид видится неким целым, существующим в текущем контексте, испытывающим влияние прошлого и настоящего, с надеждами и планами на будущее. Очевидно, если сделать акцент на стереотипах поведения, например на уровне семьи, тогда индивид будет частью более широких социальных отношений.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ послужила в 1940-1950-х гг. теоретической базой гештальттерапии, которая делает акцент на «человеке в целом» с его стремлением к полной самореализации. Этот вид психотерапии стал частью более широкого движения, так называемой третьей силы в психологии,– гуманистического движения, которое получило развитие в противовес психоанализу и бихевиоризму. Наиболее известным гештальт-терапевтом был Фриц Перлс, который видел свою задачу в том, чтобы помочь клиенту завершить аспекты, ограничивающие личностный рост. Это может быть наследие прошлого – «незаконченное дело» с родителями или другими родственниками; текущие обстоятельства, которые «лишены смысла» и прояснить которые можно через действия или понимание. Психотерапия проводится в индивидуальном или групповом формате. Ее цель – помочь участникам осознать себя как единый организм, т. е. душу и тело как целое. Это осознание обязательно включает контекст функционирования, т. е. социальное и культурное давление, влияющее на организм и, в свою очередь, подверженное его влиянию. Эти характеристики – холизм и общее «поле» – являются сутью гештальттеории и лежат в основе гештальттерапии. Методические приемы различаются, но последователей Перлса объединяет гуманизм, они считают самоактуализацию основным инстинктом, допускают возможность самоисцеления.
С точки зрения социального работника, гештальттеория может оказаться весьма полезной, поскольку рассматривает человека как уникальное целое в конкретном социокультурном контексте. Осознание проблем происходит при неадекватной интерпретации клиентами прошлых переживаний в попытке завершить гештальт (например, ребенок – жертва насилия придает ему смысл, возлагая на себя ответственность и чувствуя вину за происшедшее). Чтобы уйти от текущих проблем, порожденных такой интерпретацией, индивид должен по-новому осознать прошлый опыт.
В начале XX в. появились первые гештальтпсихологи, которые утверждали, что сведение воспринимаемых явлений к простым элементам ведет к утрате общей конфигурации; иначе говоря, целое больше суммы своих частей. Были сформулированы законы, в частности о том, что сходные и близкорасположенные элементы группируются, а целое с недостающей частью все равно воспринимается как целое. Данный подход ратует за холистический анализ и не приемлет редукционизма. Если это утверждение перенести с феноменов физического восприятия на восприятие людей и их взаимодействие, индивид видится неким целым, существующим в текущем контексте, испытывающим влияние прошлого и настоящего, с надеждами и планами на будущее. Очевидно, если сделать акцент на стереотипах поведения, например на уровне семьи, тогда индивид будет частью более широких социальных отношений.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ послужила в 1940-1950-х гг. теоретической базой гештальттерапии, которая делает акцент на «человеке в целом» с его стремлением к полной самореализации. Этот вид психотерапии стал частью более широкого движения, так называемой третьей силы в психологии,– гуманистического движения, которое получило развитие в противовес психоанализу и бихевиоризму. Наиболее известным гештальт-терапевтом был Фриц Перлс, который видел свою задачу в том, чтобы помочь клиенту завершить аспекты, ограничивающие личностный рост. Это может быть наследие прошлого – «незаконченное дело» с родителями или другими родственниками; текущие обстоятельства, которые «лишены смысла» и прояснить которые можно через действия или понимание. Психотерапия проводится в индивидуальном или групповом формате. Ее цель – помочь участникам осознать себя как единый организм, т. е. душу и тело как целое. Это осознание обязательно включает контекст функционирования, т. е. социальное и культурное давление, влияющее на организм и, в свою очередь, подверженное его влиянию. Эти характеристики – холизм и общее «поле» – являются сутью гештальттеории и лежат в основе гештальттерапии. Методические приемы различаются, но последователей Перлса объединяет гуманизм, они считают самоактуализацию основным инстинктом, допускают возможность самоисцеления.
С точки зрения социального работника, гештальттеория может оказаться весьма полезной, поскольку рассматривает человека как уникальное целое в конкретном социокультурном контексте. Осознание проблем происходит при неадекватной интерпретации клиентами прошлых переживаний в попытке завершить гештальт (например, ребенок – жертва насилия придает ему смысл, возлагая на себя ответственность и чувствуя вину за происшедшее). Чтобы уйти от текущих проблем, порожденных такой интерпретацией, индивид должен по-новому осознать прошлый опыт.
Источник: Словарь справочник по социальной работе