ГЕТТО
ГЕТТО
от итал. ghetto - еврейский район в Венеции) - англ. ghetto; нем. Ghetto. 1. В период средневековья - часть города, выделенная для проживания евреев. 2. Район города, в к-ром селятся дискриминированные национальные меньшинства.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Гетто
ghetto), термин, в прошлом обозначавший еврейский квартал города, а в наст, время — гор. терр., где преобладают нац. меньшинства и культурно-обособленные группы. Такая замкнутость, с одной стороны, отражает желание принадлежащих к Г. представителей защитить и сохранить свои религ., групповые и семейные ценности, а с др. — является следствием существующих в отношении жителей Г. предрассудков (дискриминация); кроме того, наличие гор. Г. может служить отражением эконом, структуры об-ва и его полит, ориентации, напр., быть рез-том насильственной политики сегрегации.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ГЕТТО
ghetto) — изолированный район города, характеризуемый общими этническими и культурными характеристиками. Термин был внедрен в эпоху Средневековья в Европе, означая название районов городов, в которых были вынуждены проживать евреи. В более широком смысле употребляется чикагской школой, в особенности Виртом ("Гетто", 1928). В настоящее время его значение подразумевает не только однородность этнического и культурного населения, но также концентрацию социально вредных групп меньшинств в наиболее обедневших внутренних городских кварталах. Термин часто используется эмоциональным, расистским и неопределенным образом.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ГЕТТО
GHETTO) Несмотря на то, что данный термин обычно используется по отношению к еврейским кварталам городов довоенной Европы, в социологии им обозначается любая городская территория, часто депривированная (см.: Депривация), занимаемая группами, сегрегированными на основе религии, цвета кожи или этнической принадлежности. В рамках современных дискуссий полагается, что понятие «внутренней колонии» более точно обозначает расовую сегрегацию черных общин в Северной Америке. Однако аналогия с колонией предполагает возможность социального изменения (то есть «деколонизации»), тогда как статус гетто с исторической точки зрения был неизменным. Лит.: Neuwirth (1969)
Источник: Социологический словарь
ГЕТТО
в средневековых городах особые кварталы, за пределами которых не разрешалось селиться определенным расовым, религиозным или профессиональным группам населения, часть городов на Востоке и в Западной Европе, выделявшаяся для изолированного проживания евреев. В некоторых странах Г. сохранились до конца XIX в. В годы Второй мировой войны гитлеровские нацисты восстановили еврейские Г. в странах, оккупированных Германией, а затем перешли к поголовному истреблению населения Г. В настоящее время термин г. иногда употребляется для обозначения района города, в котором селятся дискриминируемые национальные меньшинства (напр., негритянское Г. в Нью-Йорке — Гарлем, турецкое и курдское Г. в ФРГ).
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Гетто
(от итал. ghetto – еврейский район в Венеции). Гетто. Ghetto. 1. В средневековье – часть города, выделенная для проживания евреев (черта оседлости). 2. В современной западной социологии – районы города, в которых вынуждено проживать наиболее бедное население, а также дискриминированные национальные меньшинства. Г. – “внутренняя колония”, создаваемая в результате расовой сегрегации, например, черных общин в Северной Америке. Структура современного города, состоящего из гетто и центральных районов, одновременно выражает структуру культуры современного капиталистического общества. Эти районы воплощают собой различную социальную и естественную (хотя и сформированную человеком) культурную субсреду, между которыми устанавливается равновесие и которые воплощаются в соответствующей
субкультуре. См. также Теория концентрических зон и Зона в переходе.
субкультуре. См. также Теория концентрических зон и Зона в переходе.
Гетто
ведет свое происхождение от слова «гетта». Так называлась пушечная мастерская в Венеции, около которой в 1516 г. был учрежден еврейский квартал. Хотя во многих городах Европы и до этого существо вали особые еврейские поселения (из них наиболее известны во ФранкфуртенаМайне, в Праге, Риме), термин г. ведет свое происхождение с отмеченного периода времени. Будучи одним из проявлений характерной для средневековья корпоративности, поселения в г. отражали профессиональные, этнические или религиозные особенности тех или иных социальных слоев или групп общества. Но только для евреев г. являлись принудительными. С усилением антиеврейских настроений местного населения и опасности погромов выход из г. в ночное время не был запрещен. Жизнь внутри г. регулировалась раввинатом и богатой верхушкой. В Западной Европе г. просуществовало до второй половины XIX в. (последнее, в Риме, исчезло в 1870 г.). В Восточной Европе, в том числе в ПольскоЛитовском государстве (Речь Посполита), и после его раздела в конце XVIII в., и в России «классических» г. не было. Лишь в нескольких городах, имевших еврейских жителей, до 1862 г. было ограничено право поселений евреев вне специальных еврейских улиц. В период второй мировой войны (1939–1945 гг.) во многих городах Центральной и Восточной Европы, оккупированных нацистской Германией, г. были вновь созданы. В них сгонялись и жили там в нечеловеческих условиях евреи. Широко известны восстания в Варшавском (август-октябрь 1943 г.) и Белостокском (август 1943 г.) г. В настоящее время тер мин «г.» иногда употребляется для обозначения района города, где компактно (добровольно) селятся представители той или иной этнической и чаще расовой группы, например, «негритянский» Гарлем в НьюЙорке или «ЧайнаТаун» в СанФранциско (США). Канд. ист. наук Ю. А. Евстигнеев.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.