ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
HYPERREALITY) Термин, использованный Ж. Бодрийаром при описании распространения рекламной культуры, особенно в Соединенных Штатах, где образы и знаки стали заменять или вытеснять реальность; применяется, как правило, с целью критики массового общества. Репрезентация социального мира этой визуальной культурой ведет к тому, что подделка выглядит реальнее, чем сама реальность. Гиперреальность предполагает «возникновение моделей реального без оригинала или реальности» (Baudrillard, 1983, р.2). См. также: Общество спектакля; Постмодерн; Постмодернизм.
Источник: Социологический словарь
Гиперреальность
Термин, использованный Ж. Бодрияром при описании распространенной рекламной культуры, особенно в США, где образы и знаки стали заменять или вытеснять реальность. Он утверждал, что наше знание о мире формируется из образов реальности, создаваемых средствами массовой информации, а не в результате непосредственного его достижения. Понятие применяется, как правило, с целью критики массового общества. Представление социального мира с помощью визуальной культуры ведет к тому, что подделка (имитация) выглядит реальнее, чем сама реальность. Гиперреальность предполагает «возникновение моделей реального без оригинала или реальности». [1, 12].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
гиперреальность
1) по Ж. Бодрийяру – «сама современная реальность», в которой симуляция реальности более реальна, чем реальность, более прекрасна, чем прекрасное, более правдива, чем правда; искусство и фетиш смешиваются. Пример Г. Диснейленд, симулирующий природу; Америка - «совершенный симулякр», но, «подобно пустыни», город, лишенный эмоций; 2) идеология, созидающая мифологию реальности симулякров и симуляций; 3) по Ф. Джеймисону – «свободно движущееся, обезличенное» пространство, в котором нет культурно детерминированных объектов для ориентации (лобби современных гостиниц); взаимоотношения людей в этой реальности (супермаркеты, рестораны быстрого обслуживания) механистичны, лишены эмоций. - Литература: Baydrillard, Jean. Simulations. N.Y.: Semiotext(e), 1983; Baydrillard, Jean. America. London: Verso, 1989; Jameson, F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1991; Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос, 2000. № 4.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
понятие социальной философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (М. Фуко - ). Феномены истины, адекватности, реальности перестают восприниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка. В рамках концепции "постистории" оформляется интенция отказа от традиционного исторического сознания и ориентация на трактовку субъекта в контексте "вненаходимости" применительно к историческому процессу. В подобном семантическом пространстве феномен реальности обретает характеристики Г., в рамках которой оригинал и копия (подделка) сосуществуют в одном культурном контексте. Таким путем постмодернизм выводит человека из-под диктата одной определенной культуры: транскультурный мир располагается не в зоне директории по отношению к наличным культурам, но одновременно внутри их всех. Транскультура отнюдь не определяется как аддитивная сумма содержаний наличных культур, предлагая процессуальность их игровых модификаций.
Современное общество конституируется как общество тотальной зрелищности - так называемая витро-культура (ср. ницшеанскую констатацию "исторической болезни" европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур). Согласно Бодрийару , закончилась не только история, но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. симулякров. Аналогично, согласно позиции У. Эко , мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность знаковых систем, принципиально не соотнесенных с внесемиотической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства - это идея "отсутствующей структуры": знаки культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации - любая человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается ею. Таким образом, в культуре постмодерна статус знака и статус объекта оказываются неразличимы (Бодрийар фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов").
Фактически Г. может быть оценена как реакция культуры на собственную тотальную симуляционность: американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т.п. - "Hyper reality" как новая идеология, созидающая собственную мифологию. Г. фальсифицирует субъекта как потребителя, фальсифицирует желание покупать, которое принимается за реальное. В пространстве Г. желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль - результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание. По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Г. является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность. Диснейленд - зона безусловной пассивности: познание его "действительности" возможно лишь благодаря имитациям "действительности", которая сама по себе носит симуляционный характер. В очерченном семантическом пространстве как потребление продукции шоу-бизнеса, так и уклонение от него реализуют себя внутри Г., задающей исчерпывающее измерение бытия сознания (ср. со сформулированной в контексте концепции Франкфуртской школы идеей "одномерного человека", трагедия которого заключается в невозможности осознания собственной одномерности). Идея Г. оценивается современной постмодернистской рефлексией в качестве одной из фундаментальных (Д. Лион). Виртуальная реальность.
Е.П. Коротченко
Современное общество конституируется как общество тотальной зрелищности - так называемая витро-культура (ср. ницшеанскую констатацию "исторической болезни" европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур). Согласно Бодрийару , закончилась не только история, но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. симулякров. Аналогично, согласно позиции У. Эко , мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность знаковых систем, принципиально не соотнесенных с внесемиотической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства - это идея "отсутствующей структуры": знаки культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации - любая человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается ею. Таким образом, в культуре постмодерна статус знака и статус объекта оказываются неразличимы (Бодрийар фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов").
Фактически Г. может быть оценена как реакция культуры на собственную тотальную симуляционность: американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т.п. - "Hyper reality" как новая идеология, созидающая собственную мифологию. Г. фальсифицирует субъекта как потребителя, фальсифицирует желание покупать, которое принимается за реальное. В пространстве Г. желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль - результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание. По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Г. является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность. Диснейленд - зона безусловной пассивности: познание его "действительности" возможно лишь благодаря имитациям "действительности", которая сама по себе носит симуляционный характер. В очерченном семантическом пространстве как потребление продукции шоу-бизнеса, так и уклонение от него реализуют себя внутри Г., задающей исчерпывающее измерение бытия сознания (ср. со сформулированной в контексте концепции Франкфуртской школы идеей "одномерного человека", трагедия которого заключается в невозможности осознания собственной одномерности). Идея Г. оценивается современной постмодернистской рефлексией в качестве одной из фундаментальных (Д. Лион). Виртуальная реальность.
Е.П. Коротченко
Источник: Социология: энциклопедия