ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА

Найдено 1 определение
ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
роль содержательной гипотезы определяется "болевыми точками", в к-рых выбор того или иного элемента формализма должен обусловливаться теоре-тич. концепциями социолога (см. Методология применения математич. методов). Роль гипотезы особенно велика в решении проблемы обеспечения адекватности математич. метода (см.), влияющей на все этапы решения социоло-гич. задачи, начиная с введения и операциона-лизации основных понятий и заканчивая интерпретацией рез-тов, полученных с помощью математич. формализма. На этапе подготовки исходных данных возникновение вопросов, связанных с выбором формальной модели, обусловлено необходимостью: обеспечения определенной однородности исследуемой совокупности объектов (что нужно для корректности применения метода); анализа взаимосвязей между наблюдаемыми переменными и теми латентными факторами, к-рые эти переменные отражают [в социологии типична ситуация, когда наблюдаемые переменные интересуют исследователя не сами по себе, а лишь как индикаторы не поддающихся непосредственному измерению латентных переменных (см. Признак)]; анализа влияния на изучаемые закономерности статистич. зависимостей между наблюдаемыми переменными и т. д. На этапе выбора и реализации математич. алгоритма соответствующие вопросы касаются априорного обдумывания характера изучаемых закономерностей. Здесь положение усугубляется тем, что в силу известных трудностей формализации соц. явлений часто возникает ситуация, когда, казалось бы, одну и ту же содержательную гипотезу оказывается возможным формализовать по-разному (см. Связь статистическая, Методы классификации, Анализ типологический). На этапе интерпретации рез-тов применения математич. метода рассматриваемые вопросы связаны с необходимостью учета в ходе указанной интерпретации всех тех предположений о характере изучаемого явления, к-рые были сделаны на предыдущих этапах решения задачи; "восстановления" в ходе интерпретации тех представлений об изучаемом явлении, к-рые не удалось отразить в ходе формализации. Совокупность тех содержательных предположений, к-рые должны использоваться при решении социологич. задачи с помощью математич. формализма, является частью той априорной модели изучаемого явления, формирование к-рой весьма желательно при проведении любого социологич. исследования. Лит.: Толстова Ю.Н. Роль содержательных гипотез при использовании математики в общественных науках // Комплексные методы в изучении исторических процессов. М., 1987; ее же. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991. Ю.Н. Толстова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия