Гипотезы исследования

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипотезой также называют содержание этого вывода.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Гипотезы исследования
обоснованные предположения о структуре изучаемых социальных объектов, характере составляющих их элементов, механизме функционирования и развития и т. д. Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме Г., выдвижение которых является необходимым элементом научного поиска (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 555). Разработка программы социологического исследования, предварительный теоретический анализ проблемы, формирование концептуальной схемы исследований является не только формой систематизации имеющегося научного знания, но и его прироста, и до осуществления исследования выступает в форме Г. Г. и., особенно на этапе анализа предварительных эмпирических данных (например, статистических), теоретических представлений об объекте, играют чрезвычайно важную организующую и направляющую роль. К ним также «привязывается» главная теоретико-познавательная цель исследования подтверждение или опровержение выдвинутых Г. Подтвержденные эмпирически, обоснованные Г. становятся положениями теории, истинность которых (положений) считается установленной. К формированию Г. в социологическом исследовании предъявляется ряд требований. Они, в частности, гласят: Г. должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории, быть взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств выдвинутого объяснения; быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования (при этом указывается способ их проверки); не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными). Каждая Г. должна быть простой, развертываться от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям, заключать в себе возможность дедуктивного выведения эмпирически проверяемых предположений, полученных в результате исследования. Г., объясняющая социальные факты некоторой предметной области, не должна противоречить другим теоретическим положениям, истинность которых для данной предметной области уже доказана. От точного формулирования Г. и. во многом зависит теоретическая значимость социологического исследования. Г. и. различают по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта как описательные и объяснительные. Описательные делятся на структурные, т. е. предположения о наборе элементов изучаемого социального объекта и характере связей между ними, и функциональные, т. е. предположения о специфике поведения элементов объекта и его самого, выполнении ими тех или иных функций. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте и его связях с внешней средой, требующих экспериментальной проверки. Правда, описательные Г. и. в определенном смысле тоже являются объяснительными, но они раскрывают не причинно-следственные, а структурные и функциональные связи. По степени общности предположений бывают Г.-обоснования и Г.-следствия. Последние выводятся из первых. Подтверждение или опровержение в ходе эмпирического исследования Г.следствий путь доказательства Г.-обосновании. С точки зрения задач социологического исследования, Г. подразделяют на основные и неосновные как относящиеся к разным задачам. Конечно же, главное внимание при выдвижении Г. и. уделяется первому их виду, относящемуся к центральному вопросу (проблеме), к основной задаче. По степени обоснованности и разработанности различают первичные и вторичные Г. Вторичные выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными. Хорошо обоснованное исследование опирается на целую серию альтернативных Г. Формированием Г. и. завершается основная методологическая работа социолога, проводящего исследование. В зависимости от наличия описательной или объяснительной Г. либо отсутствия таковых строится стратегия и составляется программа исследования. Одна из наиболее распространенных ошибок в формулировке Г. и. состоит в том, что выдвигаются или тривиальные Г., доказательство (либо опровержение) которых фактически ничего не дает социологической науке, или предположения столь общего характера, без строгих формулировок, что практически их нельзя проверить. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо хорошо знать методологические требования к выдвижению Г. п. и подбирать как можно большее число эмпирических индикаторов их проверки (см. Индикатор социальный). Этот путь обеспечит повышение степени подтверждаемостп выдвигаемых Г., хотя окончательный вывод относительно их истинности может дать только практика, проведение социологического исследования, социального эксперимента.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
416.16 кб

Место и роль гипотезы в историческом исследовании

Емшанов Александр Леонидович
В статье рассматривается проблема формирования исторических гипотез в процессе исторического исследования. Гипотеза выступает в качестве одного из важнейших компонентов исследования, помогая историку получать знание о прошлом.
Читать PDF
337.45 кб

Идея, замысел и гипотеза в педагогическом исследовании

Сериков Владислав Владиславович
В статье прослеживается основная логическая линия развития педагогического исследования: от возникновения идеи и замысла до выдвижения гипотезы.
Читать PDF
520.11 кб

Трансформации в России: гипотезы и векторы исследований

Пефтиев Владимир Ильич
Рассматривается процесс экономических трансформаций в современной России. Вводится понятие «трансформационные издержки» (ТФИ) в ракурсе потери времени (в годах и десятилетиях) и ресурсов (неэффективная их аллокация).
Читать PDF
210.14 кб

Гипотезы и социологические исследования социальной работы

Удоденко Анатолий Андреевич
Рассматривается проблема изменения места и роли гипотез в основном цикле научного познания социологов, исследующих практику социальной работы в Алтайском крае.
Читать PDF
362.12 кб

Творческое ядро педагогического исследования: от проблемы до гипотезы

Загвязинский Владимир Ильич
В статье анализируются способы реализации основных методологических установок в современных педагогических исследованиях, выявляются условия и методы осуществления творческого поиска и его сердцевины творческого ядра проблемы, иде
Читать PDF
94.36 кб

Статистическая проверка простых гипотез в педагогических исследованиях

Шелехова Людмила Валерьевна
В статье рассматривается статистическая проверка простых гипотез как процедура обоснованного сопоставления высказанной гипотезы с имеющейся выборкой, осуществляемая при помощи того или иного статистического критерия; приводится кл
Читать PDF
258.03 кб

К лактатной гипотезе психовегетативного синдрома: пилотное исследование

Ельчанинов Александр Петрович, Амосова Надежда Владимировна, Бутман Юлия Константиновна, Артюшкин Анатолий Вячеславович, Мухина Инна Евгеньевна
В выполненных нами ранее исследованиях установлено, что больные с антифосфолипидной активностью гемостаза (АФЛАГ) проявляют общую тенденцию к артериальной гипотонии, флебопатии, лактат-ацидозу крови и подавлению перфузии селезенки
Читать PDF
448.96 кб

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ПРОВЕРКИ НО и Н1 ГИПОТЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кенжегалиев Кулуш Кушенович, Вачугова Марина Викторовна, Ракишева Гулмира Мадиевна, Коптелова Виктория Сергеевна
В статье рассматривается возможность использования непараметрической методики критерия «хи-квадрат» при анализе эмпирических данных педагогических исследований.
Читать PDF
191.52 кб

Хламидийная теория атеросклероза: гипотеза Ослера и современные исследования

Волков В. Т.
В работе освещается инфекционная теория атеросклероза с участием хламидии, вируса герпеса и других инфекционных агентов, активно участвующих в атерогенезе.
Читать PDF
208.20 кб

Общественные объединения в современной России: проблемы, гипотезы, принципы исследования

Фан И. Б.
Читать PDF
1.71 мб

Рождаемость в семьях мигрантов: данные, гипотезы, модели (обзор зарубежных исследований)

Казенин Константин Игоревич
Исследованиям рождаемости среди мигрантов в последние десятилетия в демографии уделяется немало внимания.
Читать PDF
3.93 мб

Развитие педагогического исследования: от возникновения идеи и замысла до выдвижения гипотезы

Сериков Владислав Владиславович
В статье прослеживается основная логическая линия развития педагогического исследования: от возникновения идеи и замысла до выдвижения гипотезы.
Читать PDF
320.59 кб

Управление разработкой и реализацией образовательной программы: построение гипотезы исследования

Волкова Жанна Владимировна
Представлены результаты исследования содержания управления разработкой и реализацией образовательной программы. Проанализированы эффекты и результаты образовательной программы.
Читать PDF
249.57 кб

К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты

Вараксина Евгения Васильевна, Демина Людмила Денисовна
Представлены результаты исследования возрастной динамики смысла любви в период с 15 лет до 21 года (ранняя юность, юность).
Читать PDF
120.14 кб

К проблеме теоретического обоснования гипотезы в эмпирическом исследовании (на примере геронтологиче

Штайн Альбрехт, Рид Александра, Иванова Юлия Валентиновна
Рассматривается проблематика возможностей теоретического обоснования гипотез квантитативного эмпирического исследования на примере геронтологических воздействий.

Похожие термины:

  • Гипотеза в социологическом исследовании

    форма предположения или допущения об изучаемом социальном объекте, его структуре, особенностях, изменениях и т.п., выдвигаемого для объяснения какого-либо процесса или явления и требующего верифи