система научных знаний, объясняющих глобализацию. В «осознании возрастающего значения взаимосвязи соц. событий и отношений по всему миру», т.е. глобализации, существует широкий спектр различных точек зрения. Имеются различ. классификации концептуальных подходов к процессу глобализации. Г. рассматривается как «линейный процесс»; «мир-системная модель» Валлерстайна; модель глобальной культуры; модель глобального об-ва; модель глобальной системы; концепция «порождающих технологий» (Покровский). Парадигма линейного процесса видит в глобализации расширение, углубление, увеличение интенсивности мировых интеграционных процессов без революционного изменения их внутреннего содержания и качества. Линейная глобалистика опирается на такие тенденции как Г. капитала и производства; радикальная Г. СМИ; новое мировое разделение труда. Мир-системная модель Валлерстайна исходит из экономического измерения. В мировом разделении труда существует трехполюсная структура, включающая в себя экономическое ядро мировой системы; «полупериферию» и «периферию». Все они образуют существующую мир-систему, к-рая занимает весь земной шар и явл. капиталистической мировой экономикой. Мир-сио темный подход рассматривает совр. капиталистическую мир-систему как необходимое условие для перехода к мировому социализму, поскольку международный капитализм (Валлерстайн) обречен на поражение в силу собственных слабостей и противоречий. В рамках модели глобальной культуры анализируются проблемы самоидентификации личности в условиях формирования всемирной культуры. Глобальная культура актуализирует наличие важнейшей связи «глобальное — локальное», когда при рассмотрении глобальных процессов исходят из приоритета тех изменений, к-рые происходят в локальных сооб-вах. Теоретики глобального об-ва видят суть происходящих процессов в сжатии мира, в расширении взаимозависимости как следствие распространения культуры модерности. Робертсон, Гидденс и др. полагают, что процесс глобализации происходит одновременно с модернизацией, включает в себя «процессы экономической систематизации» интернациональных связей между гос-вами и возникновения глобальной культуры сознания. Модель глобальной системы предлагает поставить в центр анализа «транснациональные практики» (Склэр), характерной чертой к-рых явл. деятельность международных (ненациональных) акторов, включая т.наз. транснациональный капиталистический класс. Концепция «порождающих технологий» берет на вооружение идею существования об-ва, основанного на знании. Суть этой концепции заключается в том, что различ. научные концепции обладают опред. созидательным потенциалом, к-рый оказывает свое воздействие на социально-политич. и экономическую реальность. Определение понятия глобализации дано Мешковым в его работе «Глобальное видение и новая наука» (М., 1998), к-рая в состоянии резюмировать все вышеперечисленные теории глобализации. «Этот термин, — по Мешкову, — обозначает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процессы взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых различных компонентов мирового сооб-ва. Иначе говоря, в совр. мире создается такое единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в др. локусах - наоборот. Эти процессы выступают как «феномены глобальности и глобализации». Ключевой термин в таком значении обладает множеством различных смыслов — от определенного мировидения или мировосприятия до идеологически ориентированного дискурса, а также — и не в последнюю очередь — как позиция или концепции научного познания совр. мира».
Лит.: 1) Глобальные и региональные проблемы в работах Иммануила . Валлерстайна. М,. 1998; 2) Фомичев П.Н. Глобальная социология: формирование новой науки. М., 2000; 3) Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные аспекты//Актуальные проблемы Европы 2000-4. М., 2000; 4) Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М., 1998; 5) Лукашук И.И. Гпобализация, государство, право, XXI в. М., 2000. В.Н. Коновалов