условное обозначение возможного влияния на глобальные процессы в мировом сообществе со стороны различных конфигураций международных, государственных и негосударственных центров, суперэлит и отдельных правительств. ГУ отражает одну из тенденций формирования систем мироэкономики, мирополитики, глобального права, а также борьбы за ключевые позиции в таких системах. Начало проявления тенденции ГУ специалисты, в частности Г. Киссинджер, связывают с победой В. Вильсона над Т. Рузвельтом на президентских выборах в США в 1912, где первый победил, опираясь на помощь финансово-промышленных групп, имевших международное влияние. Так начиналась институционализация ГУ, но усиление её пришлось на годы «холодной войны» и на начало XXI в. Влияние центров ГУ осуществляется отчасти целенаправленно и под контролем ООН, что отражает потребности международного сообщества в целом, но нередко преследует и частные интересы транснациональных корпораций, а также наиболее сильных элит развитых стран. Нужно иметь ввиду, что ГУ осуществляется при отсутствии единого мирового центра власти, но тем не менее, проявляются признаки координации ряда формальных и неформальных взаимодействий правительств, транснациональных корпораций, легальных, полулегальных, латентных центров силы, объединяющих финансовые, политические и научные элиты. Попытки влияния может осуществляться через систему международных отношений, регулируемых международным правом, институтами ООН. При этом заметно стремление подчинить международное право и специализированные организации ООН влиянию тех или иных центров силы ( прежде всего США, ЕС). Последние могут осуществлять своё влияние и в обход международного права, благодаря возможностям распоряжаться значительными финансовыми, информационно-техническими и интеллектуальными ресурсами, что вызывает сопротивление ряда государств (особенно из развивающихся стран), а также антиглобалистского движения.После событий на Украине сюда же относится согласованная позиция России и Китая. Противоречиво оцениваются возможности ГУ в связи с мировыми кризисами. Одни специалисты связывают кризисы с «крахом» ГУ, другие, наоборот, с деятельностью центров ГУ, позволяющей перераспределять риски, издержки и выгоды мироэкономики в пользу наиболее сильных глобальных игроков. Социология ГУ только складывается как самостоятельная дисциплина (Р.Робертсон, Э.Валлерстайн, П.Уорсли). П.Штомпка в своей монографии рисует четыре картины глобализации, где предусматривается и вариант глобальной унификации государств под эгидой общей политической организации или наднационального мирового правительства, прообразом которого выступают сегодняшние институты ЕС. Сюжеты ГУ всё чаще попадают и в проблемное поле социологии управления.
Лит.: Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. Ред. и сост. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.-СПб.-Нью-Йорк, 2006; Мартьянов В.С. Политический проект Модерна. От мироэкономики к мирополитике: стратегия России в глобализирующемся мире. М., 2010; Global Governance Reform: Breaking the Stalemate. Ed. By Colin I. Bradford, Jr. and Johannes E. Linn. Washington, 2007; Павленко В.Б. Глобальное управление: генезис, периодизация, структуры. М., 2006. Штомпка П.Социология.Анализ современного общества.М.,2005. В.М. Капицын