ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
рациональные способы решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуации. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социальных систем. Особое значение в механизме выработки и реализации глобальных технологий имеет вопрос о сбалансированности инновационных и стабилизационных технологий. В переходные периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модернизации предполагает выделение ряда этапов: 1. Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с целью их сохранения, обогащения, оптимизации, а не разрушения. Здесь активно используются технологии оценки социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации (технология социальной диагностики). 2. Выявление возможных вариантов социального развития и прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых технологий их реализации. 3. Подготовка общественного сознания (технологии социально-психологической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены системы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе элементы будущего, "возмутителей спокойствия", способных перевести требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действительности.
Источник: Инновационные технологии государственного и муниципального управления
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛОБАЛЬНЫЕ
Необходимость решения глобальных социальных проблем (см. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ) потребовала и соответствующих С.т.г. С.т.г — это социальные технологии, которые широко используются социальными работниками различных стран мира для решения проблем глобализации социальных процессов. Напомним эти глобальные процессы: мировое расширение рынка, которое создает группы победителей и побежденных (последние требуют решения их социальных проблем, выражающихся в росте бедности, безработицы, насилия, алкоголизма, наркомании, суицида и др.); глобальный миграционный процесс, требующий экстренного решения социальных проблем мигрантов, иммигрантов, гастарбайтеров; рост бедности и неравенства людей в большинстве стран мира; старение населения планеты; урбанизация и стагнация сельского социума и населения в большинстве стран мира.
На решение этих глобальных социальных проблем направлены все технологии социальной работы (см. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ), однако есть социальные технологии, которые благодаря компьютеризации и широкому распространению ресурсов интернета все чаще предполагают использование различных ИТ в социальной работе с клиентами (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ). Эти технологии можно причислить к С.т.г.
Трудно представить современное социальное агентство, службу, учреждение в любой стране мира без компьютерной техники, различных банков данных и программ, позволяющих оперативно и качественно обслуживать клиентов по любым вопросам. Еще труднее представить современных людей без мобильных телефонов, планшетов и электронных книг, вне социальных сетей (Facebook, Twitter, Skype, Одноклассники, Вконтакте и др.). Люди быстро, уверенно осваивают новые ИТ, любую электронную технику. Можно утверждать, что сложилась определенная электронно-сетевая социальная работа (Э.с.с.р.), под которой понимается вся деятельность специалистов, использующих комплекс электронных средств, компьютерных сетей для эффективной организации социальной работы, рационализации своего труда. В профессиональной деятельности социальные работники разных стран мира используют различные средства Э.с.с.р. Представим возможности Твиттера (Twitter) в обслуживании клиентов социальных служб. Эта социальная сеть (от англ. tweet — щебетать, болтать) позволяет пользователю мгновенно отправлять сообщения (твиты) длиной до 140 символов своим читателям и общаться на этом ресурсе. Твит можно подкрепить фото, видео, ссылками на любые электронные источники. По данным Mail.Ru Group, российская аудитория Твиттера насчитывает 11,6 млн пользователей, которые могут являться и социальными работниками, клиентами социальных служб. С помощью Твиттера пользователи могут оперативно получать свежие новости о том, как и чем живет страна, их регион, а также отдельные люди. Например, электронный бюллетень “Право пожилых” способен удовлетворить желание социальных работников и клиентов быть в курсе социально-геронтологических событий в России и за рубежом (http://dobroedelo.org/new/elektronnyjbyulleten-pravo-pozhilyx). Пользователи Твиттера ведут летопись социальной жизни страны и своего региона, информируют всех о социальных проблемах и путях их решения.
Из материалов Твиттера можно получить статистику по любым социальным вопросам. Например, опросы Левада-центра (www.levada.ru). Пользователи стремятся инициировать интересные общественно-полезные проекты и оперативно реализовать их на местах. Например, в Новосибирской области создан интересный сайт для пенсионеров (http://pensioner54.ru), который можно использовать как эталонный и в других регионах страны. Пользователи Твиттера освещают социальные проблемы, информируя о них власть, высказывая собственное видение путей их решения. В этом случае Твиттер играет роль “щуки”, которая стремится к тому, чтобы власть не “дремала”. Пользователи (как неравнодушные социальные работники, так и клиенты) пытаются привлечь внимание властей к решению социальных проблем: от состояния водоснабжения и дорог в конкретном районе до пенсионной реформы и модернизации социальной системы в России. Пользователи Твиттера бросают клич “Давайте!”, собирают средства на добрые дела, поддерживают волонтерские инициативы. Интернет и Твиттер полны примеров, когда люди с помощью Твиттера помогали больным, инвалидам, собирали средства для погорельцев или жертв наводнений, других катастроф. Например, есть добровольческий проект “Помогать просто”, где много конкретных примеров помощи клиентам (www.pomogat-prosto.ru). Всем интересно узнать мнение руководства по различным наболевшим социальным вопросам, но не каждый высокопоставленный чиновник доступен, например, для пенсионера или социального работника. А вот если “зацепить” его доказательным твитом (с фото, видеосюжетом), то можно добиться конкретных положительных изменений. С помощью Твиттера укрепляются и межпоколенческие связи, когда пожилые люди и их внуки общаются в Сети. Пользователи Твиттера могут просто поздравить своих читателей со значимыми событиями и праздниками.
Твиттер — это уникальная социальная сеть, которая уменьшает расстояния между людьми, экономит время и предоставляет возможности для решения различных социальных проблем. Использовать Твиттер или нет в социальной работе, каждый решает сам. Некоторые социальные работники и клиенты считают, что в Интернете существуют более удобные средства для общения, сбора и передачи информации. Что ж, не надо заводить Твиттер. Но если завели, то полноценно и творчески используйте его возможности для решения социальных проблем своих клиентов. С.т.г. чрезвычайно разнообразны. Они могут быть даже модными и насаждаться руководством социальных служб и учреждений, но если они доказали свою эффективность, их следует широко использовать.
В.А. Фокин
На решение этих глобальных социальных проблем направлены все технологии социальной работы (см. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ), однако есть социальные технологии, которые благодаря компьютеризации и широкому распространению ресурсов интернета все чаще предполагают использование различных ИТ в социальной работе с клиентами (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ). Эти технологии можно причислить к С.т.г.
Трудно представить современное социальное агентство, службу, учреждение в любой стране мира без компьютерной техники, различных банков данных и программ, позволяющих оперативно и качественно обслуживать клиентов по любым вопросам. Еще труднее представить современных людей без мобильных телефонов, планшетов и электронных книг, вне социальных сетей (Facebook, Twitter, Skype, Одноклассники, Вконтакте и др.). Люди быстро, уверенно осваивают новые ИТ, любую электронную технику. Можно утверждать, что сложилась определенная электронно-сетевая социальная работа (Э.с.с.р.), под которой понимается вся деятельность специалистов, использующих комплекс электронных средств, компьютерных сетей для эффективной организации социальной работы, рационализации своего труда. В профессиональной деятельности социальные работники разных стран мира используют различные средства Э.с.с.р. Представим возможности Твиттера (Twitter) в обслуживании клиентов социальных служб. Эта социальная сеть (от англ. tweet — щебетать, болтать) позволяет пользователю мгновенно отправлять сообщения (твиты) длиной до 140 символов своим читателям и общаться на этом ресурсе. Твит можно подкрепить фото, видео, ссылками на любые электронные источники. По данным Mail.Ru Group, российская аудитория Твиттера насчитывает 11,6 млн пользователей, которые могут являться и социальными работниками, клиентами социальных служб. С помощью Твиттера пользователи могут оперативно получать свежие новости о том, как и чем живет страна, их регион, а также отдельные люди. Например, электронный бюллетень “Право пожилых” способен удовлетворить желание социальных работников и клиентов быть в курсе социально-геронтологических событий в России и за рубежом (http://dobroedelo.org/new/elektronnyjbyulleten-pravo-pozhilyx). Пользователи Твиттера ведут летопись социальной жизни страны и своего региона, информируют всех о социальных проблемах и путях их решения.
Из материалов Твиттера можно получить статистику по любым социальным вопросам. Например, опросы Левада-центра (www.levada.ru). Пользователи стремятся инициировать интересные общественно-полезные проекты и оперативно реализовать их на местах. Например, в Новосибирской области создан интересный сайт для пенсионеров (http://pensioner54.ru), который можно использовать как эталонный и в других регионах страны. Пользователи Твиттера освещают социальные проблемы, информируя о них власть, высказывая собственное видение путей их решения. В этом случае Твиттер играет роль “щуки”, которая стремится к тому, чтобы власть не “дремала”. Пользователи (как неравнодушные социальные работники, так и клиенты) пытаются привлечь внимание властей к решению социальных проблем: от состояния водоснабжения и дорог в конкретном районе до пенсионной реформы и модернизации социальной системы в России. Пользователи Твиттера бросают клич “Давайте!”, собирают средства на добрые дела, поддерживают волонтерские инициативы. Интернет и Твиттер полны примеров, когда люди с помощью Твиттера помогали больным, инвалидам, собирали средства для погорельцев или жертв наводнений, других катастроф. Например, есть добровольческий проект “Помогать просто”, где много конкретных примеров помощи клиентам (www.pomogat-prosto.ru). Всем интересно узнать мнение руководства по различным наболевшим социальным вопросам, но не каждый высокопоставленный чиновник доступен, например, для пенсионера или социального работника. А вот если “зацепить” его доказательным твитом (с фото, видеосюжетом), то можно добиться конкретных положительных изменений. С помощью Твиттера укрепляются и межпоколенческие связи, когда пожилые люди и их внуки общаются в Сети. Пользователи Твиттера могут просто поздравить своих читателей со значимыми событиями и праздниками.
Твиттер — это уникальная социальная сеть, которая уменьшает расстояния между людьми, экономит время и предоставляет возможности для решения различных социальных проблем. Использовать Твиттер или нет в социальной работе, каждый решает сам. Некоторые социальные работники и клиенты считают, что в Интернете существуют более удобные средства для общения, сбора и передачи информации. Что ж, не надо заводить Твиттер. Но если завели, то полноценно и творчески используйте его возможности для решения социальных проблем своих клиентов. С.т.г. чрезвычайно разнообразны. Они могут быть даже модными и насаждаться руководством социальных служб и учреждений, но если они доказали свою эффективность, их следует широко использовать.
В.А. Фокин