ГОББС ТОМАС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Гоббс Томас
Hobbes, Thomas) (1588—1679), англ, полит, философ, знаменитый в первую очередь своей концепцией гос-ва как абс. суверена, созданной под влиянием событий Гражданской войны в Англии (1642—49) и мастерски изложенной в его шедевре Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651). Полит, теория Г. была основана на материалистической метафизике и пессимистическом взгляде на человека как существо, управляемое врожденными страстями, прежде всего страхом насильственной смерти. При отсутствии гос. власти эти страсти побуждали бы людей к беспрестанной борьбе друг с другом за ср-ва к существованию, и человеческая жизнь стала бы одинокой, бедной, отвратительной, жестокой и короткой. Понимая это, разумные люди должны согласиться добровольно ограничить свои права в пользу суверена, способного обеспечить мир. Суверен этот должен обладать достаточной властью и не допускать ее дробления, поскольку, согласно Г., это неизбежно приведет к возобновлению конфликтных ситуаций. Суровая, но беспощадно-последовательная философия Г. не прибавила ему друзей. Выдвинутый им принцип безоговорочного подчинения любой власти, способной поддерживать порядок, остается альтернативой более либеральным теориям общественного договора.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ГОББС Томас
(1588-1679) — англ. философ, автор консенсологической теории об-ва. В работах «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651) Г. рассматривает главный вопрос своей социологии: как возможен порядок в существующих об-вах, если природа человека конфликтна ? (1,2) Гоббсово определение «человек человеку волк» возникает из трех предпосылок: 1) человеку свойственны неограниченные эгоистические желания; 2) люди по природе равны; 3) существует ограниченность жизненных средств. Из этого следует, что человек— конфликтное существо и «война всех против всех» возникает всякий раз, когда отсутствует общая власть или разрушены государственные структуры. Утилитарное решение проблемы порядка состоит в том, что индивиды начинают осознавать ситуацию самоистребления в целом и покупают защищенность со стороны общей власти в обмен за отказ от «права всех на все» в расчете извлечь выгоду из своего будущего положения. В существующих об-вах порядок неустойчив: согласие граждан означает их неучастие в открытом выступлении против правительства. Поэтому нет принципиальных различий между государствами, основанными на установлении (обществ, договор) или на приобретении. Устойчивость порядка и безопасность зависит от сильной государственной власти. Свой обществ, идеал Г. именовал «гражданским об-вом» (1).
Лит: 1) Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Москва—Ростов н/Д, 1999; 2) Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; 3) Филиппов А.Ф. Гэббс 77/ Соер, западная социология: Словарь/Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. И.П. Чернобровкин

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ГОББС ТОМАС
Hobbes, Thomas) (1588-1679) - английский философ и политический теоретик, предпринявший первую сознательную попытку выстроить "науку" Гражданского общества в основе первостепенных принципов, вытекающих из представления о том, чем был бы Человек в государстве, в котором отсутствовав бы всякая власть - политическая, нравственная и социальная. Его проект состоял в следовании дедуктивному рассуждению в геометрии, а первичные принципы были продиктованы как механистической, так и материалистической философией. Согласно его теории, общество подобно человеку — его простейшему элементу, есть машина. Чтобы понять, как оно функционирует, нужно вообразить его отдельно, разложить на простейшие элементы и затем заново сложить согласно законам движения компонентов. Гоббс различал искусственный (сделанный Человеком) и естественный (сложившийся физически) мир. Человек может обладать лишь определенным знанием о том, что люди создали. Например, некоторое знание о геометрии, потому что она — творение людей. Подобный подход приемлем и к гражданскому обществу, построенному людьми. Сущность политического мышления Гоббса содержится в "De Cive" ("Гражданине") и "Левиафане" (1651). В них он стремился показать, что естественным состоянием Человека, при котором отсутствовала всякая власть и при котором он наслаждался естественным правом на все, что помогало его самосохранению, было нескончаемой борьбой, ибо не обеспечивалась защита его стремлений. Поскольку Человек обладал разумом, дававшим ему возможность познавать причины вещей, он был способен обнаруживать те принципы поведения, которым должен был благоразумно следовать ради собственной безопасности. Именно на этих принципах, называемых Гоббсом "удобными статьями о мире", люди согласились установить свое естественное право на все и подчиняться абсолютной суверенной власти. Выводы Гоббса указывают на монархическое правление, но он всегда был осторожен, когда касался этой темы, используя фразу "один человек или собрание людей". В те времена — гражданская война в Англии и ее последствия — благоразумнее было не касаться ни роялистских, ни парламентских болевых точек. Для таких исследователей, как Мак-Ферсон (1962), мировоззрение Гоббса отражает буржуазный индивидуализм. Для других оно ближе кантианскому представлению о "моральном обязательстве". Поднятый Гоббсом вопрос — "проблема порядка", по мнению Парсонса, остается центральным в социологии.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ГОББС Томас
(05.04.1588, Малмсбери — 04.12.1679, Хардуик) — англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Г. наиболее полно изложены в его философской трилогии «Основы философии»: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Филос.-политические взгляды Г. сведены в его книге «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Социол. воззрения Г. связаны с его философией природы и человека. Мир, по Г., есть совокупность вещественных субстанций— тел. Человек занимает промежуточное положение между естеств. и искусственными телами: он явл. естеств. телом, но в кач-ве гражданина участвует в создании искусственного тела — гос-ва, «смертного бога», «Левиафана». В естеств., т. е. догос, состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведет к непрестанной борьбе. Поэтому естеств. состояние — это война «всех против всех», ибо, даже если и нет битвы, «явно сказывается воля к борьбе путем сражения» (Левиафан. Гл. XIII).
Здесь действует естеств. право, к-рое Г. трактует как свободу делать все для самосохранения, в т. ч. и посягать на чужую жизнь. Но антропологическое равенство не обеспечивает совершенного превосходства и никому не дает гарантий безопасности. Ее могло бы обеспечить исполнение предписаний естеств. разума, или естеств. закона, общее правило к-рого состоит в том, «что всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне» (Левиафан. Гл. XIV). Отсюда следует свод естеств. законов, согласно к-рому для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей. Социальность тождественна гос.-политическому состоянию и создается путем договора (Общественный договор). Соблюдение договора гарантирует мир, т. е. безопасность. В безопасности нет страха нарушить договор. Поэтому в естеств. состоянии не действуют естеств. законы. Человек по природе не социален. Постоянное существование социальности гарантирует лишь то, что возникает не из взаимного перенесения друг на друга прав в договоре, но как условие возможности договора «трансцендентно» ему. «Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия» (Левиафан. Гл. XVII). Возникающее т. обр. гос-во (демократическое, аристократическое или монархическое) ценно само по себе. Традиционное различение «правильных» и «неправильных» правлений неверно. Но Г. предпочитает монархию, к-рая обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутр. единство воли в гос-ве и ее единство с исполнительными органами. Суверен — не только верховный политический властитель, но и верховный судья в вопросах веры и всех иных суждений и мнений, могущих иметь значение для гос-ва. Задача суверена — сохранение и продление жизни «государственного тела», т. е. поддержание мира и безопасности. «Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства» (Левиафан. Гл. XXX). А для этого надо укреплять и охранять абсолютную власть суверена. Социально-политические взгляды Г. внутренне противоречивы. Так, гарантии личного благополучия в гражданском состоянии противоречат неограниченному произволу суверена. Своекорыстное поведение, непосредственно безвредное для гос-ва, противоречит политическому единству. Признание права на борьбу за самосохранение вопреки воле суверена ограничило бы его могущество, что противоречит определению. Суверен заставляет повиноваться благодаря полномочному распоряжению жизнью граждан. Но угроза расправы со стороны суверена — не лучше естеств. состояния всеобщей войны в том, что касается безопасности.
Эти противоречия в 17—18 вв. пытались разрешить Локк и Руссо. Отказ Г. от применения религ., моральных и т. п. оценок в рассуждениях о самодовлеющем политическом единстве и подчинение всех иных сфер этому единству сделали его в истории политической мысли почти столь же одиозной фигурой, как и Макиавелли. Образ гос-ва-«Левиафана» стал нарицательным для обозначения тоталитарных, антигуманных режимов. Интерес к Г. был очень велик и после завершения процесса становления социологии как науки. Специальные исследования о нем написали Теннис, К- Шмитт, Шельски, Л. Штраус. Особую известность получила формулировка «гоббсовой проблемы» у Парсонса в книге «Структура социального действия». Рассматривая подходы к проблеме социального порядка, Парсонс показывает, что теоретическая система Г.— это последовательный вариант концепции утилитаризма, исходящего из предпосылки об атомизации социальных деятелей, их рациональном поведении при выборе средств для осуществления целей и в условиях отсутствия иерархии и взаимосвязи целей. Достижение целей, понимаемых как нормативный элемент действия, Парсонс называет «нормативным порядком». Статистическую повторяемость действий — фактическим порядком. Исходный пункт утилитаризма — индивидуальное достижение целей. Но, как показывает Г., из этого следует состояние войны, т. е. недостижение целей, хаос. Т. обр., нормативного порядка тут нет. Но и фактический порядок должен оказаться внутр. нестабильным. Приняв указанные предпосылки, проблему порядка решить нельзя. Парсонс убежден в наличии иерархии целей, в нормативном ограничении произвольности выбора целей как непременном моменте любого социального действия. Дарендорф снова возвращается к этой проблеме. Он противопоставляет подход Парсонса (вместе с Руссо) подходу Миллса (вместе с Г.) к проблеме социальной интеграции. Признавая правомерность обоих, он усматривает больше плодотворности во втором, т. е. в концепции принудительной интеграции. В последние годы т. зр. Парсонса на «гоббсову проблему» в социологии заново развил и обосновал со ссылками на Г. и совр. утилитаристов зап.-германский социолог Р. Мюнх. А. Ф. Филиппов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF

Актуальность философии Томаса Гоббса

Филиппов Александр Фридрихович
Критически проанализировав основные подходы к интерпретации взглядов Гоббса, А.В.Филиппов предлагает собственный ключ к пониманию его политико-философских построений.
Читать PDF

Актуальность философии Томаса Гоббса (II часть)

Филиппов Александр Фридрихович
За последние 100-150 лет не только не утвердилось единого понимания Гоббса, но и сформировалась устойчивая тенденция к постоянному переосмыслению его учения. Эта тенденция в настоящее время лишь усиливается. По мнению А.
Читать PDF

Политическая теология в «Левиафане» Томаса Гоббса

Тимофей Дмитриев
Эволюция политической мысли Томаса Гоббса в 1630–1640-е гг. отмечена заметным интересом к отношениям между политикой и религией, государством и церковью.
Читать PDF

Статус языка в политической философии Томаса Гоббса

Плешков Алексей
Представления Томаса Гоббса о языке не могут быть сведены к «школьным» формулам номинализма и конвенционализма.
Читать PDF

От схоластики к механицизму: теория зрительного восприятия Томаса Гоббса

Афанасьев Антон Николаевич
В данной статье предпринимается попытка проследить источники представлений Т.
Читать PDF

Развитие идеи гражданского общества во взглядах Томаса Гоббса на право и государство

Соляник К. В.
Читать PDF

Антропологическая парадигма национальной безопасности в философской системе Томаса Гоббса

Павлович Олег Вячеславович
В процессе государственного строительства актуализируется значение понятия националь. ной безопасности. Именно она, с точки зрения Т. Гоббса, является первопричиной возникнове. ния государства.
Читать PDF

Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса

Зотова Л. В.
Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который из чистых начал естественного права развил полное и систематическое учение о государстве (Чичерин, 1999, с. 165).
Читать PDF

Юридические метафоры, в которых жила философия (статья первая) Томас Гоббс и Левиафан тотальной влас

Огурцов Александр Павлович
В статье анализируется политическая философия Т.Гоббса, его представления об абсолютной власти суверена, его различение естественного и гражданского состояний общества, его трактовка преступлений и наказаний.