1922-1982) - амер. социолог, представитель символич. инте-ракционизма. Наибольшую известность получил как создатель драматургич. направления в социологии, к-рое уподобляет соц. жизнь театру: актеры создают впечатление о себе и играют спектакль перед зрителями, одновременно выполняя роль зрителей по отношению к др. актерам. Наблюдал повседневную жизнь во всех ее деталях и механизмы, к-рые используют люди, чтобы ориентироваться во всем многообразии их взаимодействий с др. людьми. Свой концептуальный подход Г. использовал для изучения поведения ролевого (см.), поведения отклоняющегося (девиантного) (см.) и его воздействия на идентичность индивида (см. Стигма), психиатрических лечебниц и роли саморекламы в гендерном неравенстве. Соч.: The Presentation Of Self In Everyday Life. Edinburg, 1959; Behavior In Public Places. Glencoe, 1963; Interaction Ritual. N.Y., 1967; Strategic Interaction. Philadelphia, 1969.
Гоффман, Эрвинг
Источник: Российская социологическая энциклопедия
1922-1982) - американский социолог, примыкающий к символическому интеракционизму, но осуществляющему т.н. социодраматический подход к исследованию социальных процессов. Гофман своей задачей видит анализ обыденных повседневных взаимодействий для раскрытия неосознаваемых участниками моделей их организации. В основе его описаний учение Джеймса о "мирах опыта", развитое Щютцем в теории "конечных областей значений", переработанное Гарфинкелем в концепции "фоновых ожиданий". Этот факт показывает глубинное идейное родство символического интеракционизма и феноменологической социологии. Социальный мир сторонники социодрамы (К.Берк, Х.Данкен) трактуют как социальный процесс, как процесс выработки и изменения социальных значений, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры. меняются, когда объекты их составляющие, меняют свои значения.
Источник: История западной социологии: биографический справочник
Goffman, Erving) (1922—82), амер. социолог, занимавшийся преимущ. анализом разл. сторон повседневной жизни. Опираясь на концепцию символического интеракционизма, он утверждал, что обществ, жизнь можно понять, используя аналогию с драматическим театром, в к-ром жизнь — это сцена, люди — актеры, а ожидания пребывающих на авансцене и стоящих за кулисами не имеют между собой ничего общего. Так, в ресторане посетитель может испытывать полный комфорт, а находящийся за зеленой суконной дверью рядовой персонал работает в ужасающих условиях. Такое противоречие имеет место в деят-ти большинства учреждений и обществ, групп. Опыт изучения Г. социальных противоречий нашел отражение в его получивших признание кн. о стигме и тотальных учреждениях (тюрьмы, монастыри и т.п.). Однако поскольку большинство наблюдений Г. опиралось на его личное участие в той деят-ти, к-рую он анализировал, постольку воспроизвести этот опыт или иным путем подтвердить его чрезвычайно трудно.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
GOFFMAN, Erving) (1922-1982) Гофман внес значительный вклад в современную социологию своими исследованиями социального взаимодействия, встреч лицом к лицу (encounters), собраний и малых групп, представленными в таких публикациях, как «Поведение в общественных местах» (Goffman, 1963), «Ритуал взаимодействия» (1967) и «Отношения на публике» (1971). Важный вклад он внес и в ролевой анализ («Встречи лицом к лицу», 1961а). Больше всего Гофмана интересовали составляющие мимолетных, случайных и кратковременных встреч лицом к лицу, иными словами — социология повседневной жизни. Пытаясь разобраться в свойственной таким контактам упорядоченности, Гофман использовал аналогию с драмой и рассматривал, как «ставятся» социальные встречи («Представление себя другим в повседневной жизни», 1959). Согласно Гофману, социальный порядок всегда отличается хрупкостью, поскольку подрывается запутанностью, непостоянством и распадом коммуникации («Стигма», 1964). В работе «Сумасшедший дом» (1961b) представлены результаты его исследования пациентов психиатрической клиники. В числе последних публикаций Гофмана — «Анализ фреймов» (1974) и «Гендерная реклама» (1979). См. также: Драматургический подход; Роль; Символический интеракционизм; Стигма; Тотальный институт; Этнометодология. Лит.: Burns (1992)
Источник: Социологический словарь
Goffman, Erving) (1922-1982) - канадско-американский социолог и плодовитый автор, внесший уникальный вклад в изучение интеракции "лицом к лицу" в повседневной жизни в ряде взаимосвязанных областей. В "Представлении "Я" в повседневной жизни" (1959) главной перспективой является драматургия — подход, развитый в "Соприкосновениях" (1961) и "Поведении в общественных местах" (1963). В "Клейме" (1964) и "Убежище" (1961) исследуются социальная конструкция девиантных тождеств и управление ими актором. В «Структурном анализе» (1974) и "Формах речи" (1981) его внимание направлено на изучение способов нашего определения или выражения мира как реальности, что всегда остается сомнительным достижением. На всех этапах своего творчества Гофман проявлял неистощимую способность генерировать новые понятия и концептуальные схемы, обладая большой изобретательностью. Постоянная цель его творчества — выявление социальных ФОРМ, тех общих повторяющихся особенностей социальной жизни, которые лежат в основе содержания социальной жизни (см. также Форма и содержание). Широко основанные на символической интеракционистской традиции и на концентрации внимания на явлении "лицом к лицу", интересы Гофмана состояли в показе того, каким образом даже большинство мелких и явно незначительных наших действий структурированы социально и окружены ритуалом. В своих поздних работах, нацеленных на "синтаксис" выражения, Гофман близко подошел к аналитическим интересам этнометодологии и диалогового анализа. Методами его исследования были включенное наблюдение и строгий анализ различных видов естественно возникающих социальных документов и случаев (например, рекламное изображение, радиопередача). Установление обоснованности его концептуальных схем. похоже, зависит главным образом от способности автора обеспечить убедительный показ их аналитической силы (смеси формальной социологии и аналитической индукции). Главным элементом в успехе Гофмана был его талант последовательного наблюдателя, с которым нелегко состязаться. Критика гофманской социологии отзывалась о его "демоническом отделении", которое населено акторами, "лишенными индивидуальных качеств", и которое изображает общество как "большой обман". Однако, даже если подход Гофмана не может представлять людей в цикле, его социология обладает большой силой, не в последнюю очередь благодаря непрерывному введению многих чувствительных понятий, положительно принятых другими социологами. См. также Карьера; Ролевая дистанция; Клеймо; Соприкосновение; Структура; Интеракция; Ритуал интеракции и порядок интеракции; Стратегическая интеракция; Тотальное учреждение или тотальная организация.
Источник: Большой толковый социологический словарь
1922-1982) - американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего - драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида . Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные институты"). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера - ), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия.
Центральное понятие концепции Г. - "Я сам" - как "маска", как представленный образ роли, т.е. человек берется в отвлечении от его "телесности", он здесь лишь предлог для предстоящего по "сценарию". Изначально он актер, уже предзаданный "профессионально", но еще относительно непредсказуемый, "недооформленный" в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает "сцена" с имеющимся на ней "реквизитом". Результат постановки зависит прежде всего от характера "постановки" (сценария, режиссеров и т.д.), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа "публикой" - с другой. Публике в структурировании социального взаимодействия Г. отводятся доминирующие позиции в "драме", без нее нет театра. Причем актер может "представлять" как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе. Более того, он может стать публикой сам для себя, когда "я" разговаривает со "мной" или с "обобщенным другим". Его "игра" - это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Социальная (ролевая) дистанция у Г. - это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них. В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориентациях и границах, или попадает в категорию психически больных. И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность. Отсюда еще два понятия концепции Г.: "честный актер", т.е. не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; "циничный актер", который неидентичен роли и хорошо это осознает. "Честный" при этом не обязательно "хороший", а "циничный" - "плохой", эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г. как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих "перформанс" (представление) жизни. Таким образом, реализуется главная установка драматургической социологии - "изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них".
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия