Псевдоним, наст, имя теоретика ХОРСТ Жерар (09.02.1923, Вена) — леворадик. социолог. С 1946 г. живет и работает в Париже. Сотрудник левых газет и журналов, где печатается и под др. псевдонимом (Боске Мишель). Известность к нему пришла в середине 60-х гг. с выходом в свет его книг, посвященных вопросам обновления стратегии демократического движения. Для Г. характерны резкие повороты в движении мысли, смена идейных ориентации: в 60-е гг. он стоит t на левосоциалистических позициях и пытается преодолеть «разрыв» между «реформой» и «революцией», в начале 70-х приходит к анархо-либертарному отрицанию ценностей зап.-европ. цивилизации, а с середины 70-х гг.— к более умеренным либерально-либертарным установкам. В своем анализе Г. опирался на социально-экономическое учение Маркса, произвольно увязывая его с унаследованной от Сартра концепцией свободы как бунта личности против «вязкого» существования, а также с традицией иррационально-романтического антитехницизма, как она выражена теоретиками франкфуртской школы.
В итоге идейных блужданий Г. пришел к выводу, что критику капиталистических отношений следует расширить до критики всей «индустриальной» цивилизации. Г. доказывал, что осн. проблемами современности являются не материальные, а экзистенциальные проблемы «угнетенной индивидуальности». Источник этой «угнетенности» кроется в отчужденном положении производителя в производственном процессе, что определяет и его отчужденное положение в об-ве. Первопричину отчуждения Г. усматривает не в отношениях капиталистической эксплуатации, а в самом индустриальном способе производства, сохраняющем отчуждение труженика независимо от того или иного обществ, устройства. Отчуждение есть следствие социального разделения труда; личность подавляют иерархические структуры, возникающие в процессе любой развитой производственной деятельности и выступающие как отношения господства — подчинения во всех сферах обществ, жизни. По Г., индустриальная технология навязывает определенное разделение труда, к-рое требует субординации, иерархии, деспотизма. Вся система власти совр. капиталистического об-ва покоится на данном разделении труда, поэтому она не только не создает материальной базы социализма, но явл. для него осн. преградой. Г. доказывал, что перевод зап.-европ. об-ва на социалистические рельсы требует не просто завоевания власти левыми силами, но замены нынешних производительных сил принципиально иными технологическими средствами, не требующими разделения труда, позволяющими установить отношения братства и добровольного сотрудничества. Поэтому в центре внимания Г.— вопросы такой альтернативной стратегии левых сил, к-рая обеспечивала бы возможность достижения «полноты» индивида, его «неотчужденности» в трудовом процессе и обществ, жизни. С этой т. зр. Г. рассматривал лозунги «самоуправления», «другого» образа жизни, «автономии» труженика, «новой модели» обществ, развития. Содержательно раскрывая их, Г. одним из первых обратил внимание на рост духовно-личностных потребностей и ожиданий труженика. Г. считается одним из теоретиков зап. экологической мысли. Обратившись к задачам защиты окружающей среды, он связал их с задачами защиты самого человека как ее составной части. Во имя этих задач он призывает к отказу от господствующей экономической рациональности, одновременно порабощающей индивида и расхищающей ресурсы планеты, к разумному ограничению роста производства и потребления. Разработки Г. высоко оцениваются сторонниками новых социальных движений, они популярны в левых кругах Зап. Европы. С. Г. Айвазова