ГОРОДА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ (ГМР)

Найдено 1 определение
ГОРОДА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ (ГМР)
способы организации представлений о городе, его аспектах, факторах и технологиях развития. В зависимости от того, что считать сущностью развития, его базой и показателями, можно выделить три аспекта моделей развития города: территориально-административный, социально-экономический и социально-пространственный. Содержанием первого является расширение территории, увеличение численности населения, ресурсов и зоны влияния, а также развитие инфраструктуры территории и системы её управления. Содержанием второго является дифференциация социально-экономической структуры; специализация производства; диверсификация экономики. Содержанием третьего является рост социокультурной гетерогенности населения города – числа и качественного своеобразия городских сообществ, являющихся акторами городской жизни; аккумуляция («аккомодация», Р. Парк) социокультурных ресурсов развития в виде накопления культурно- мировоззренческих (в т.ч. национальных) способов жизнедеятельности и смысловых ориентиров развития. Основными технологиями развития первого аспекта являются: административное управление: рангами городов в системе расселения страны; демографическими, трудовыми и финансовыми ресурсами; функциональное зонирование территорий; Генеральный план развития города. Технологиями второго аспекта являются: Стратегический план развития города, маркетинг территорий. Стратегический план не предполагает жестких контрольных цифр. Он характеризует долгосрочные качественные параметры развития. Наряду с генетическим прогнозом развития экономики города, который составляется методом экстраполяции существующих тенденций, делается также целевой прогноз – построение траектории развития, исходя из установленной цели, – интерполяция. Существуют и более сложные Стратегические программы, включающие в себя миссию города, аттрактор города, стимулы и механизмы саморазвития. Сущностью социо-пространственного подхода к развитию является перенос акцента с проблем материальных условий существования города на проблемы содержания городской жизни, на вопрос, чем является город для разных групп людей, какие у города имеются персональные ресурсы: социальный и культурный капитал. Технологиями развития здесь являются «текстуальные», семиотические механизмы организации коммуникативного пространства и когнитивные модели как способы восприятия и конструирования «событий» и явлений городской жизни. Инструментами городского развития выступают: бренд города, программы развития городского сообщества, мастер-план. Последний представляет собой скорее философскую концепцию, чем конкретный план социально- экономических мероприятий и направлен на поиск городской идентичности, реализацию уникального культурно-исторического ресурса. Наряду с блоком целеполагания он содержит блок интеграции городских сообществ и городских территорий в единый городской организм. Особое значение мастер – плана состоит в конструировании интерсубъективного «образа города». Специфика действия образа города, как инструмента развития, заключается в том, что его действие основано не на нормативном, а на интенциональном механизме. Город здесь понимается как поле повседневных интенций горожан, в пространстве которого просматриваются общие ценностно- смысловые ориентации, имеющие решающее значение для его развития. В социо-пространственном аспекте можно выделить следующие основные проблемы управления развитием города: формирование городской идентичности как условия развития; сохранение баланса между управляемостью и стихийностью развития (напр., проблемы контроля над неформальной экономикой города, неформальными городскими сообществами). А так же сочетание институциональных (формально-нормативных) и аттрактивных (приоритеты, смыслы) механизмов управления; совершенствование коммуникативных механизмов инновационного развития городской среды; совершенствования механизмов саморазвития городских сообществ как условия воспроизводства синергетики города. См. также: Синергетический подход в управлении, Феноменологический подход в управлении.
Лит.: Вагин В.В. Городская социология // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Vagin/index.php, 15.8.2011; Викери Дж. Возрождение городских пространств посредством культурных проектов – синтез социальной, культурной и городской политики. Визуальная антропология: городские карты памяти. М., 2009; Глазычев В.Л. Программы развития городского сообщества // www.glazychev.ru, 2.8.2011; Заборова Е.Н. Социологический анализ теоретико-технологических основ разработки стратегического плана города (на примере г. Екатеринбурга). // www.isras.ru/files/File/.../Mezhotraslevoy_seminar_Zaborova.pdf, 6.9.2011; Смирнов М.М. Мастер-план: зарубежный опыт стратегического планирования развития города // http://www.confermanagement.ru/main/articles/smirnov, 12.9.2011; Пирогов С.В. Социология города. М., 2004. С.В. Пирогов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.