(от лат. infra – под; букв. – «подструктура») – созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города. Г. с. и. представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т. д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей городского населения, что создает необходимые условия для его развития. Г. с. и. возникла в конечном счете благодаря действию социальноэкономического закона разделения труда.
С конца XIX века вследствие урбанизации все шире разворачивается процесс обобществления условий жизнедеятельности человека. Из семейной жизнедеятельности начинают в большей или меньшей степени выделяться такие бытовые функции, как приготовление пищи, изготовление предметов обихода, частично отделяется воспитание детей и т. д. Индустриализация порождает массовое производство предметов потребления и услуг, а урбанизация создает массового потребителя. Закономерным является возникновение системы, обеспечивающей совместную жизнедеятельность и воспроизводство большого, и все возрастающего, числа людей, проживающих на ограниченной территории, а применительно к современной ситуации – в ограниченном пространстве.
Таким образом, возникновение и развитие Г. с. и. – объективный социально-экономический процесс, протекающий в русле развития общего механизма городского устройства. О. В. Кобяк 106 В контексте индустриального развития общества Г. с. и. является, с одной стороны, системой, развитие которой доминируется производственной инфраструктурой города (призванной обеспечить производство необходимыми ресурсами в больших объемах, чем их воспроизводится на данной территории естественным образом), а с другой стороны, на нее возлагаются функции, способствующие развитию последней (напр., функция привлечения рабочей силы в тот или иной район). При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу самостоятельное значение Г. с. и. возрастает, а организация ее оптимального функционирования становится одной из главных задач городского планирования социального развития.
Лит.: Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: Сущность и пути развития. – М., 1980; Город: проблемы социального развития. – Л., 1982; Янкова З. А., Родзинская И. Ю. Проблемы большого города. – М., 1982; Рукавишников В. О. Население города. – М., 1980; Орлова Э. А. Современная городская культура и человек. – М., 1987. О. В. Кобяк