отрасль социол. знания, изучающая социальные процессы, формы и ин-ты урбанизации в их связи с развитием об-ва в целом. Проблематика и круг исследований Г. с. явл. в наст, время предметом широкой дискуссии в социол. лит-ре. Теоретические основы немарксистской Г. с. заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития об-ва, его экономического строя, культуры и политических ин-тов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм обществ, жизни) и Зиммеля (выделение нек-рых характерных черт городской культуры). Г. с. выделилась в особую отрасль социол. науки в США в рамках чикагской, или экологической, школы (1918—1939), основателями к-рой были Парк, Э. Берджесс. Социологи экологической школы видели в городе естеств. социальную лабораторию, в к-рой посредством эмпирических методов возможно изучать «человеческую природу» и содержание обществ, жизни. Задачи школы концентрировали внимание на двух направлениях: на создании генеральной теории об-ва и на проведении интенсивных конкретных исследований, описывающих в деталях различ. социальные процессы, происходящие в городе, в неразрывной связи с их пространственными характеристиками. Городская общность рассматривалась в виде сложной мозаики различ. социальных групп, каждая из к-рых претендовала на опред. территориальную зону. Пространственная организация города была представлена в виде концентрических зон, каждая из к-рых принадлежала особой социальной группе. Изменение в соотношении сил между группами приводило к очередному переделу городской территории. Осн. предмет изучения составляли миграционные процессы, межэтнические отношения и явления социальной дезорганизации об-ва. Методы Г. с. — сбор статистической информации, картографирование, интервью и включенное наблюдение. В наст, время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различ. обществ, слоев и этнических групп в городах Зап. Европы и США. В рамках чикагской школы созданы предпосылки для возникновения урбанистической концепции Вирта. По мн. Вирта, численность, плотность и неоднородность населения находят свое выражение в особой городской культуре, к-рая характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности. Концепция урбанизма включала в себя противополагание городского образа жизни культуре т. наз. «примитивных общин», описанных в том же методологическом ключе Р. Редфилдом. В 40—50-х гг. 2.0 в. концепция урбанизма приобрела статус парадигмы в исследовании городских проблем как в США, так и в странах Зап. Европы (Шомбар де Лов (Франция), У. Герлин, Н. Шмидт-Реленберг (ФРГ) и др.). Концепция урбанизма определяла и направление исследования городских общин {Кениг (ФРГ), Р. Ледрю (Франция). В 60-е гг. концепция урбанизма была подвергнута критике в социол. лит-ре.
Осн. тезисы критики следующие: Вирт описал не культуру города, а культуру капиталистического об-ва (М. Кастельс, Ж. Ложкин); образ жизни есть функция социального положения и жизненного цикла человека, а не системы поселения (X. Гэнс); ряд положений урбанизма не обоснован эмпирически (Р. Пипер). В 70-е гг. на основе критики урбанизма сложилась т. наз. «новая городская социология» (М. Кастельс, Р. Э. Пел, М. Харлоу и др.). Теоретический фундамент «новой городской социологии» образуют по преимуществу структуралистские интерпретации марксизма и концепция господства (М. Вебер). Так, Р. Пел разрабатывает менеджерскую модель города, в к-рой главная роль принадлежит системе бюрократического управления и ее носителям, занимающим, по мн. автора, независимую, надклассовую позицию. М. Кастельс описывает город как пространственное воплощение различ. социальных отношений (экономических, политических, идеологических).
Содержание и развитие города зависят от изменений в структуре капитала и силы сопротивления рабочего класса. Конкретные исследования, проведенные в странах Зап. Европы и США в русле нового направления, касаются условий воспроизводства рабочей силы в городах, деятельности бюрократических структур, жилищной ситуации и городских движений протеста. Особое внимание уделяется изучению социально- территориальных последствий массового применения новых технологий. Лейбович О. Л.
ГОРОДСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ГОРОДСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ГОРОДСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
urban sociology) - изучение социальных отношений и структур в городе. Именно на эту поддисциплину повлияли дебаты об отличительности ее предмета, готовность ученых принять междисциплинарные подходы и социальная прикладная ориентация, которая вызвала к жизни работы вне главного направления интеллектуального развития в социологии. Ранние произведения о городе помещали городской контекст в рамки более широких границ социологического теоретизирования. Теннис, Зиммель и Вебер в 1890-е гг. обращались к характерным формам ассоциации и социальной жизни в городской среде, к роли городского развития в социальном изменении. С учреждением Чикагской школы в 1920 г. городские проблемы стали отдельной областью изучения. Сосредоточившись на вопросе социального порядка и организации, члены школы провели эмпирическое исследование социальных характеристик различных районов в пределах города. Например, работы по переходной зоне (области, ограничивающей центральный деловой район и характеризующейся высокими уровнями миграции, социальной разнородности бедности жилищного фонда) были посвящены отношениям между воздействием таких проблем, как преступность, душевные заболевания, алкоголизм, и социальной сплоченностью. Городская социология продемонстрировала, что (а) социально-экономические факторы более существенны, чем географические или окружающая среда, в порождении этих проблем, (б) какой-то социальный порядок все же существует в районах с явной дезорганизацией (см. Книгу У. Уайта о мальчиках улиц Бостона, "Общество на углу улицы", 1955). Хотя Чикагская школа создала богатую эмпирическую традицию, ее теоретические недостатки привели к закату городской социологии между 1940—1960 гг., за исключением ряда исследований, показавших, что городские окрестности имели формы ассоциации, обычно связываемой с сельскими общинами (Кане, 1962, назвал их "городскими деревнями"). Теоретическая скудость сельско/городских типологий и агломерация городов с прилегающей территорией сделали эту поддисциплину неотличимой от социологического анализа промышленно развитых капиталистических обществ. Однако в конце 1960-х гг. она возродилась под влиянием нового поколения ученых-последователей (а) Вебера и (б) Маркса. (а) Дж. Рекс и Р. Мур издали книгу об обеспечении жильем и расовых отношениях в Спаркбруке, Бирмингем ("Раса, общность и конфликты, 1967), соединив представление Берджесса о динамике переходной зоны с идеями Вебера о социологическом значении целенаправленной деятельности индивидуумов. Эта работа восстановила место городской социологии в рамках главного социологического направления и стимулировала обсуждение стратификации Вебера через концепцию жилищного класса. Поскольку рынок жилья структурируется вокруг различных форм владения, он вызывает появление статусных групп или классов потребления, чьи интересы не обязательно совпадают с экономическими классовыми интересами. Жилье есть дефицитный ресурс, на распределение которого влияет политическая группа, которую Пал назвал городскими менеджерами. Степень их автономии по отношению к центральной власти, частному капиталу и местному потребителю социальных товаров — эмпирический вопрос, но, согласно Палу, их действия вызывают формы социального неравенства и политическую борьбу, независимые от сферы производства. (б) Марксистское изучение города началось с критического анализа городской социологии с точки зрения идеологии. Лефевр (1967) утверждал, что городская социология была второсортной дисциплиной, потому что не смогла ответить на вопрос, каким образом в действительности создается и распределяется пространство в капиталистическом обществе, являясь само по себе дефицитным и отчуждаемым товаром. Противоречия между прибылью и потребностью, меновой и потребительной стоимостью, индивидуумом и коллективом иллюстрируются необходимостью капитала в эксплуатации пространства ради прибыли и в ущерб социальным нуждам людей. Кастельс, хотя и марксист, начинает свой анализ ("Городской вопрос", 1977) с проявления обычного интереса к пространственно значимым социальным явлениям и не относится к пространству как к теоретически важной задаче. Что действительно существенно, так это роль городской системы в способе производства. Кастельс концентрируется на воспроизводстве рабочей силы, которая, по его мнению, все более концентрировалась в пределах особых пространственных единиц, где предоставление социальных благ и услуг зависит от государства. Централизация услуг венчается коллективизацией потребления. Он представляет город важным элементом в борьбе против капитализма, поскольку городские кризисы размывают классовые границы и вызывают социальные движения с определенно городской основой, создавая, в свою очередь, Условия для новых политических союзов. Эти идеи стимулировали дискуссию о коллективном потреблении, непроработанном понятии работах Маркса, а также о политической экономии жилищного обеспечения и ренты. Марксистская критики (Пиквейнс, 1976; Гарви 1973) доказывали, что потребление и накопление не могут считаться главными факторами в анализе капитализма и не должны заменять классовую борьбу.
Источник: Большой толковый социологический словарь