ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГУ)

Найдено 1 определение
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГУ)
деятельность выборных и других местных органов по управлению городской собственностью, объектами городского хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. К ГУ относится и иная деятельность в различных сферах местной жизни, направленная на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации работы городских служб. Город, как территориальное образование, за десять тысяч лет исторического существования претерпел большую эволюцию от города-крепости, города-рынка до центра технологической и социальной инновации. Города различаются: по административным функциям – от столиц до городов районного подчинения; по размерам от – мегаполисов до малых городов; профилю деятельности – промышленные, торговые, города-здравницы, наукограды, многопрофильные города и моногорода; по территориально-климатическим зонам - таежные, степные, морские, северные, южные и т.д.; по плотности заселения – от густозаселенной Европейской части до удаленных друг от друга на большие расстояния в Сибири; по возрасту существования и историческим традициям; по бюджетной обеспеченности – города-доноры или города, существующие на государственных субсидиях; по развитости социальных институтов в городской среде. Современные процессы развития городов реализуются в широком диапазоне, в зависимости от социально-экономических условий объекта и уровня инновационной готовности субъекта ГУ к реформам. Существуют разнонаправленные тенденции развития городов в России. Создаются мегаполисы с полицентричной структурой управления , малые города превращаются в рурализированные образования крестьянского типа. В одних городах идет прирост населения, а в других сокращение. Изменение социальной структуры населения влияет на градостроительную политику – в развитии новых жилых зон, сохранении старых районов и архитектурных памятников, в зонировании новых субурбанизированных поселков, объектов социальной инфраструктуры, размещении торговых и рекреационных зон. Изменения основных экономических принципов развития страны в рыночную сторону, вызвало появление новых условий взаимодействия государства, бизнеса и городских властей. Разнообразие этих условий определяет особенности ГУ, главным образом, в переходе от планового распределения ресурсов сверху к самостоятельному поиску, во взаимодействии с местным бизнесом, других источников инвестиций в городскую экономику. Города, в большой степени, обладают инфраструктурными объектами воспроизводства цивилизационных функций для населения страны – в политике, экономике, культуре, образовании, информации и т. д Они также являются центрами политического, экономического, культурно-образовательного влияния на все ближайшие поселения территорий примыкающей к ним. ГУ – является частью муниципального управления. Через субъекты ГУ, в виде органов самоуправления и городских служб, реализуются программы, обеспечивающие текущую жизнедеятельность города в соответствии с требованиями государственных и местных правил, стандартов и нормативов. В рыночных условиях возросло значение стратегического планирования в городах, в первую очередь развития производительных сил и привлечение инвестиционного капитала. В настоящее время ГУ осуществляется в соответствии с законом от 06.10.2003, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Особенность ГУ в России проявляется в делении городов на самостоятельные городские округа с полномочиями муниципалитета и городского поселения; на городские поселения с муниципальным подчинением и ограниченными полномочиями. Из-за неравномерного социально-экономического развития регионов и городов, большой дифференциации населения по доходам, значительного воздействия коррупции на управленческие процессы, неразвитости институтов гражданского общества, местное самоуправление в городах осуществляется неэффективно. Методы самоуправления в настоящее время в значительной мере подменяются административными методами. Замена избранных населением глав городов на утверждаемых местными советами городских менеджеров, чрезмерное вмешательство субъектов федерации в городские дела, формальное привлечение населения к территориальному общественному самоуправлению, игнорирование общественного мнения населения в вопросах стратегического и оперативного управления городским развитием, отсутствие реальной системы общественного контроля за деятельностью городского руководства – всё это свидетельства подмены социального управления на основе самоорганизации и самоуправления административным произволом. Начавшийся процесс децентрализации федеральных полномочий, наряду с развитием сектора малого и среднего бизнеса, как экономической основы самоуправления, возможно, приведет к зарождению городских общин, как демократической основы ГУ и к его формированию на принципах субсидиарности, что для нашей страны явилось бы фундаментальной предпосылкой модернизации всей системы государственного управления.
Лит.: Глазычев В.Л. Политическая экономия города. М., 2009. В.М. Ишимов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.