ГОСПОДСТВО
ГОСПОДСТВО
англ. authority /domination/power; нем. Herrschaft. 1. Институциональное обществ, отношение, выражающее подчинение одной соц. группы другой (напр., классовое Г.) на основе их экон., соц., полит., идеолог., неравенства. 2. По М. Веберу - вероятность того, что приказание встретит повиновение у определенных групп людей. См. АВТОРИТЕТ, ВЛАСТЬ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ГОСПОДСТВО
DOMINATION) Термин, часто используемый в общем смысле для обозначения власти одной социальной группы над другой, например, старшего поколения над молодым или мужчин над женщинами. Вебер использовал этот термин более конкретно, обозначая им «вероятность того, что тот или иной приказ в рамках данной организации общества встретит повиновение». См. также: Авторитет.
Источник: Социологический словарь
ГОСПОДСТВО
domination) — 1. В общем смысле власть, осуществляемая одним человеком или группой над другим человеком или группой. 2. В более узком смысле, особенно у Вебера (1922) (перевод немецкого слова Herrschafi), "вероятность того, что власти данной организации или общества будут повиноваться", в отличии от "власти" (Macht) — способности социального актора навязывать его или ее желание другим, несмотря на сопротивление с их стороны (см. также Легитимный авторитет). Вебер различает господство "на основании власти" и экономические формы господства, при котором социальный актор, невзирая на формальную свободу и желание преследовать собственным Целям, фактически вынужден действовать в одном направлении.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ГОСПОДСТВО
понятие зап. социологии, характеризующее осуществление власти, к-рое принимает институциональные формы и предполагает расчленение об-ва на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Наиболее развитая социол. теория Г. принадлежит М. Веберу. Различая власть и Г. и считая, что первая предшествует Г. и не во всех случаях приобретает его характеристики, Вебер дал социологически обоснованную типологию форм Г., конкретизирующую его концепцию социального действия. По определению Вебера, Г. означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у опред. группы людей. Легитимное (законное) Г. не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в ее законность. Вебер различает три типа такого Г.: 1) рациональный, основывающийся на осознанном убеждении в законности установленных порядков и в правомочности опред. органов, призванных осуществлять власть; 2) традиционный, покоящийся на привычном, чаще всего нерефлексированном убеждении в святости издавна принятых традиций и в законности представляемых ими прерогатив власти; 3) харизматический, коренящийся в личной преданности человеку, по инициативе к-рого установлен данный порядок, основанный на вере в его особые отношения с богом, историческое предназначение. Это понимание Г. до сих пор остается доминирующим в совр. зап. социологии. А. П. Огурцов