ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА (ГС)

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА (ГС)
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий и функций государственных органов и должностных лиц, наделенных государственной властью. Регулируя общественную и государственную сферу жизнедеятельности общества, ГС выступает как социально- правовой институт, призванный содействовать усилению взаимодействия государства и общества; развитию демократических норм общественной жизни; соблюдению правопорядка и законности. Социальная роль ГС, ее социальный статус предопределены типом государства, политической системы, политического режима, внутренним устройством госаппарата, персональным составом государственных служащих. В свое время В. Вильсон разработал модель «административной эффективности», в основу которой положены принципы профессиональной компетентности и несменяемости госслужащих. М. Вебер предложил модель «рациональной бюрократии», которой присущи такие признаки, как служебная компетентность, контрактная система, служебная дисциплина, иерархичность, планирование карьеры и др. В современной науке представлено несколько моделей организации и функционирования ГС: государственно-административная, трудовая, рационально-бюрократическая и менеджеристская (сервисная). ГС составляет часть механизма государственного управления, носит императивный характер, что отличает ее от других видов профессиональной деятельности. Основой функционирования ГС являются политико-правовые нормы, принципы, процедуры, регламентирующие порядок ее формирования и практику осуществления. Они определяют характер поведения бюрократии во внутриаппаратных взаимоотношениях, взаимодействиях с политическим руководством, гражданами и организациями. Правовое регулирование служебных отношений на ГС в современной России осуществляется в рамках федеральных законов «О системе государственной службы РФ», «О государственной гражданской службе РФ», «О воинской обязанности и военной службе». Система ГС в РФ включает следующие виды ГС: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной ГС. ГС в РФ строится на принципах законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к ГС, открытости и доступности общественному контролю, стабильности, защищенности государственных служащих, профессионализма и компетентности. Профессионализация ГС обусловлена качественными изменениями в содержании труда в государственном управлении и требует специальных знаний, умений и навыков, т.е. специализированного образования. Профессиональная организация ГС предполагает: совершенствование квалификационных характеристик, должностных регламентов, повышение квалификации госслужащих; формирование необходимого для осуществления их профессиональной деятельности уровня компетентности, гарантированной квалификационным экзаменом и пройденной аттестацией; исполнение служебных обязанностей, исходя из требований общественного интереса; политическую нейтральность, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; высокие этические стандарты профессиональной деятельности. ГС выполняет ряд социально значимых функций, среди которых исполнительно- распорядительная, коммуникативная, информационно-аналитическая и прогностическая. Формирование кадрового состава ГС обеспечивается созданием кадрового резерва, развитием профессиональных качеств госслужащих, созданием возможностей для карьерного роста, профессиональной подготовкой кадров. Эффективность государственной гражданской службы связана с оптимизацией структуры государственных органов и госаппаратов; рационализацией затрат на госаппарат путем вынесения части функций государственного управления в кванго (публичные учреждения, выполняющие заказы госорганов по оказанию государственных услуг); устранением дублирующих структур; сокращением численности госаппарата; усилением общественного контроля за деятельностью ГС. Критериями эффективности государственной гражданской службы выступают профессионализм кадров, информационная открытость, ответственность перед обществом и гражданами. Законодательство РФ предусматривает некоторые ограничения при поступлении и нахождении на ГС (в частности, недееспособность; лишение права занимать должности ГС по суду; выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства; непредставление или представление заведомо ложных сведений о доходах и имуществе и др.). Приоритетные направления реформирования ГС в РФ включают совершенствование правовых основ государственной гражданской, военной, правоохранительной служб; создание системы управления ГС; разработку антикоррупционных механизмов в системе ГС; повышение качества и доступности государственных услуг; совершенствование информационного обеспечения ГС; повышение профессиональной компетентности ГС; формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности ГС. Среди проблем реформирования ГС следует выделить концептуальную неопределенность российской модели ГС, наличие коррупции в госаппарате, дефицит высококвалифицированных кадров, сочетание аппаратной работы с гражданскими инициативами и самоорганизацией.
Лит.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранное. М., 1990; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003; Государственная служба: комплексный подход. Под ред. А.В. Оболонского. М., 2009; О системе государственной службы РФ. ФЗ РФ № 58 от 27.05.2003 // Рос. газета, 2003, 31 мая; О государственной гражданской службе РФ. ФЗ РФ № 79 от 27.07.2004 // Рос. газета, 2004, 31 июля; Турчинов А.И., Магомедов К.О. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы. М., 2010. В.В. Огнева

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.