ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ (МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ) ПАРТНЕРСТВО

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ (МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ) ПАРТНЕРСТВО
(далее — ГЧП) юридически закрепленная форма сотрудничества между органом государственной власти (органом местного самоуправления) Российской Федерации и юридическим лицом в отношении объектов государственной (муниципальной) собственности, а также услуг, оказываемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) организациями, которое осуществляется на основании соглашения, заключаемого в целях реализации общественно значимых проектов, обеспечения органом государственной власти (органом местного самоуправления) доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
ГЧП является особой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. С одной стороны, оно позволяет более эффективно решать задачи, стоящие перед государством, с другой — является эффективным инструментом стимулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
ГЧП позволяет повысить инвестиционную и инновационную активность предпринимателей в сферах деятельности, финансирование которых традиционно осуществляется государством (здравоохранение, образование, система социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.), а также обеспечить государственную поддержку предпринимателей путем предоставления в рамках соглашения государственного имущества, государственных гарантий.
Основными проблемами, препятствующими развитию ГЧП в России, являются: отсутствие единой государственной политики по развитию ГЧП и специального государственного органа, курирующего эти вопросы, непрозрачность процедур отбора проектов для реализации в рамках ГЧП, а также отсутствие общественного контроля за реализацией проектов; недостаточная развитость банковской системы, невозможность долгосрочного кредитования бизнеса и др.
С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (за исключением ст. 46, которая вступила в силу с 14 июля 2015 г.). Законом определено, что ГЧП — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственночастном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Сферами применения ГЧП являются прежде всего те, которые традиционно относятся к юрисдикции государства, например: публичные блага (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры); публичные службы (содержание объектов общего пользования, ЖКХ); объекты экологической сферы; службы охраны правопорядка; объекты социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита).
Инструментами ГЧП являются: концессионные соглашения, особые экономические зоны, бюджетные инвестиции, соглашения о разделе продукции, государственно-частные предприятия.
Принципами ГЧП являются: открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципальночастном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну; обеспечение конкуренции; отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; свобода заключения соглашения.
В системе социального обслуживания населения ГЧП реализуется как в стационарных учреждениях (концессия, аренда), так и в нестационарных формах обслуживания населения (бюджетное субсидирование через механизм реестров поставщиков).
О.В. Никонова, В.И. Гембаренко
Лит.: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ “О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”; Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе Р.М. Государственночастное партнерство (механизмы реализации). М.: Альпина Паблишерз, 2010; Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство. М.: Юрайт, 2015; Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник института экономики РАН. 2009. № 3. С. 17–33; Варнавский, В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: Теория и практика: Учеб. пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010; Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в развитии российской экономики // Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем: Монография / Под ред. С.Н. Сильвестрова, И.Н. Рыковой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2011. С. 40–56.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.