ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГУ)

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГУ)
организационно-регулирующее воздействие государства на различные сферы жизнедеятельности населения. Оно складывается из двух взаимосвязанных направлений: 1) политическое управление, осуществляемое руководством страны (президентом и его администрацией) и направленное на решение вопросов: «что, когда, кому и зачем делать для достижения поставленных целей»; 2) административное управление, осуществляемое правительством и подчиненными ему государственными органами, ориентированное на решение вопросов: «как делать, кому, посредством каких ресурсов и действий». Иерархическая структура ГУ включает в себя четыре основных компонента: 1) государственно-управленческая вертикаль, выстраивающая управленческую деятельность по линии: распоряжение – подчинение; 2) многоуровневость, так как иерархическая цепочка в отличие от простой двухуровневой субординации всегда насчитывает несколько звеньев; 3) разветвленность (иерархия представляет собой своеобразную пирамиду, в которой по мере продвижения вверх уменьшается количество элементов на каждом уровне ее структурной организации); 4) постоянство (иерархической является только такая система, в которой вертикальные отношения подчинения–распоряжения между элементами относительно постоянны и непрерывны). Отдельные трансформации – переподчинение отдельных элементов, введение новых звеньев – не затрагивают всю иерархическую систему, лишь изменяя ее отдельные составные части. Системность ГУ означает, что все его элементы, звенья и уровни, все направления и способы деятельности функционируют не в отрыве друг от друга, а в ор- ганической взаимосвязи и взаимодействии. В этой системе все ее компоненты зависят друг от друга, усиливают друг друга. Только в их системной взаимозависимости могут быть успешно решены многообразные управленческие задачи. Эта система складывается и фун- кционирует в зависимости от того, какие стратегические цели и вытекающие из них управленческие задачи формулирует политическое руководство страны («дерево целей»), какая совокупность решений («дерево решений») из них вытекает, в какой мере выбранные цели и задачи соответствуют имеющимся в распоряжении общества людским, материальным, финансовым, техническим, экологическим и иным ресурсам, какие направления деятельности по осуществлению заданных целей и задач выделяются в качестве приоритетных. Системообразующими компонентами ГУ являются законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть с их различными уровнями организационного строения – страновыми, областными, городскими, районными. Все они действуют, соблюдая следование трем принципам: а) принципу верховенства закона (правовой подход); б) безусловного выполнения воли народа (политический подход); в) достижения цели получения в работе максимального социально-экономического результата при заданных затратах. Кроме того это ещё и отрасль науки, заимающаяся изучением данного вида управления, разрабатывающая рекомендации по его совершенствованию и академическая дисциплина, отвечающая за подготовку управленческих кадров. В проблемном поле социологии управления ГУ выступает как механизм регуляции межстрановых отношений, отношений между государством и гражданским обществом и как проблема структурно- функциональной роли властно-управленческой вертикали в решении задач устойчивого развития. :
Лит.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2004; Бабосов Е.М. Социология управления. 6-е изд. Минск, 2010; Глазунова Н.И. Государственное управление. М., 2004; Государственное управление. Словарь-справочник. Пер. с англ. Под ред. Л.Т. Волчковой и др. СПб, 2001, с.138 Е.М. Бабосов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.