совокупность учреждений, реализующих функции государственной власти; организация сотрудников административных органов управления. ГА. включает органы всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Политико-правовые, организационные, финансовые основы функционирования ГА. в РФ изложены в Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах. Задачи деятельности ГА многообразны. Они определяются целями того или иного государственного органа, наделенного от имени государства определенными полномочиями. ГА., в своей деятельности, руководствуется такими важнейшими принципами, как профессионализм, компетентность, законность, открытость, оперативность, ответственность и др. ГА. выполняет ряд функций: организационную, распорядительную, исполнительную и контрольную. К методам деятельности ГА. относятся убеждение и принуждение. ГА. имеет определенную структуру, конкретную компетенцию, сферу ответственности и состоит из государственных служащих. В целях исполнения госслужащими полномочий государственного органа учреждаются должности государственной службы. Они подразделяются: а) на категории (руководители, помощники, советники,, специалисты) и б) группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие). Формирование кадрового состава ГА обеспечивается развитием профессиональных качеств госслужащих; созданием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности, использованием современных кадровых технологий, созданием возможностей для карьерного роста и т.п. Ключевым инструментом институционализации кадровой деятельности в государственных органах власти выступает должностной регламент государственного служащего, определяющий процедуру прохождения государственной службы и механизмы взаимодействия служащего с тем государственным органом или лицом, замещающим должность, функции которой данный государственный служащий должен исполнять. На деятельность ГА. оказывают влияние факторы экономического, политического, социального характера. Чрезмерное расширение объема полномочий ГА., увеличение его численности приводят к деформациям в государственном управлении, бюрократизации отношений между органами государственной власти, гражданами РФ и структурами гражданского общества, повышают степень коррупционности в государственном аппарате. Это диктует необходимость совершенствования ГА. Административные реформы в РФ решают задачи повышения эффективности содержания деятельности ГА, оптимизацию его численного состава, внедрения инновационных управленческих технологий. Эффективность ГА. оценивается по различным показателям, в частности, таким, как: а) профессионализм сотрудников; б) наличие и использование «обратной связи» с управляемой системой; в) экономичность в работе; г) информационная открытость и др. См. также: Государственное управление, Государственная служба, Государственный служащий.
Лит.: Асцатуров Г.Е. Государственная служба как социальный институт. М., 2007; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997; Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. М., 2009. В.В. Огнева
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (ГА)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (ГА)
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.