ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ПО) ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ПО) ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
ГОС ПО — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает разработку проектов стандартов профессионального образования и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц, разработку по согласованию с Министерством культуры РФ проектов стандартов ассистентуры-стажировки и по согласованию с Министерством здравоохранения РФ проектов стандартов ординатуры.
Разработчики проектов стандартов профессионального образования и проектов вносимых в указанные стандарты изменений обеспечивают учет в проектах положений соответствующих профессиональных стандартов.
Проекты стандартов профессионального образования (вносимые в указанные стандарты изменения), доработанные в целях обеспечения учета положений соответствующих профессиональных стандартов, до утверждения направляются Министерством образования и науки РФ в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
Как отдельное направление общественной практики и самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23.04.1991 № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной характеристикой “специалист по социальной работе”. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности “социальный работник”. Исходя из тарифноквалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:
— аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);
— диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);
— системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
— активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
— действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их общественного защитника в суде и др.);
— организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций/учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории);
— эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).
Должность специалиста по социальной работе на сегодня установлена в рамках социальной защиты населения, здравоохранения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи.
В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание различных видов организаций, сеть которых динамично развивается.
В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях “социальная работа” была открыта приказом Госкомобразования СССР от 07.08.1991 № 376.
В настоящее время подготовка специалистов среднего звена по данной специальности осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 “Социальная работа”, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 506. Специалист по социальной работе готовится к следующим видам деятельности: социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами; социальная работа с семьей и детьми; социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; выполнение работ по профессии “социальный работник”, а также — в случае углубленной подготовки (срок подготовки такого специалиста увеличивается на 1 год) — организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.), проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации”.
Подготовка бакалавров социальной работы осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 “Социальная работа” (квалификация (степень) “бакалавр”), утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.12.2009 № 709. Область профессиональной деятельности бакалавров: государственная служба занятости; государственная служба медико-социальной экспертизы; миграционная служба; МЧС; пенитенциарная система; предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); ритуальная служба; силовые структуры; система здравоохранения и психологическая помощь; система культуры; система образования и социально-педагогическая помощь; система пенсионного обеспечения; система социального обслуживания; система социального страхования; система социальной защиты и социально-правовой патронаж. Виды профессиональной деятельности бакалавров: социально-технологическая; организационноуправленческая; исследовательская; социально-проектная.
Ю.А. Акимова
Лит.: Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 “Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений”; приказ Минобрнауки России от 08.12.2009 № 709 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 “Социальная работа” (квалификация (степень) “бакалавр”)”; приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 506 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа”; Беличева С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников // Социальная работа. 1992. Вып. 6.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.