ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ
концепция, рассматривающая современное капиталистич. об-во как такое, к-рое с развитием науки, техники и экономики стало способным обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов. Основная идея концепции - в утверждении возможности радикального преобразования об-ва, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций гос-ва в интересах всех его граждан. Технологич. и экономич. рост считается при этом решающим средством обеспечения всех членов об-ва материальными и соц. благами. Изобилие на рынке товаров массового потребления рассматривается как способ разрешения всех соц.-экономич. и социокультурных конфликтов. Концепция Г.в.б. постулирует идею гос-ва как нейтральной, "надклассовой" силы, способной удовлетворить интересы всех соц. слоев, перераспределив доход в пользу трудящихся и уничтожив соц. неравенство, т. е. осуществив принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена об-ва. В теоретич. плане концепция Г.в.б. опиралась на теорию англ. экономиста Дж.Кейнса, обосновывавшего необходимость активного вмешательства гос-ва в экономич. жизнь об-ва. При этом приверженцы концепции Г.в.б. связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государ, секторов. Лит.: Boadway R., Bruce N. Welfare economics. N.Y., 1984; Graham H. Health of welfare. L., 1985; Law, rights and welfare state. L., 1986. B.H. Фомина.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Государство всеобщего благоденствия
welfare state), полит, система, при к-рой социальная политика становится приоритетной деят-тью пр-ва и гос-во принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан. Не существует единого определения, чтобы развитую индустриальную страну можно квалифицировать как Г.в.б. Для этого требуется: 1) полный набор обеспечиваемых гос-вом социальных служб, 2) полит, согласие в вопросе о том, что объекты благосостояния (такие, как здравоохранение, образование и поддержание уровня доходов) должны быть гарантированы для всех граждан на основе удовлетворения потребностей, а не на ср. показателях. Согласно этим критериям, США, к-рые не полностью обеспечивают нас. социальными благами, перекладывая это обязательство на экономику свободного рынка, не являются Г.в.б. Таковыми можно считать Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а Швеция обычно рассматривается как самый типичный пример Г.в.б. благодаря проводимой ею политике вмешательства в функционирование рынка труда и интегрированной системе здравоохранения. Более широкая система социального обеспечения существует в Бельгии и Нидерландах. В Г.в.б. доля ВНП, направляемого в социальную сферу, может доходить до 40%, но обычно ок. половины этих ср-в идет на налоговые льготы и денежные пособия, включая пенсии. Консерваторы всегда критиковали концепцию Г.в.б. за падение стимулов к труду и семейной и личной ответственности. В последние годы осн. проблемой для Г.в.б. стало то, что политически приемлемый уровень налогов оказывается слишком низким для обеспечения высокого кач-ва социальной работы, что приводит к сокращению пособий, дерегулированию и контрактной системе получения социальных услуг.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ
концепция социально-экономического развития капиталистического об-ва. Наибольший расцвет получила в конце 50-х— начале 60-х гг. Согласно этой концепции, капиталистическое об-во в силу значит, роста технологических преобразований, экономического развития, организации управления предприятиями способно обеспечить для всех своих членов относительно высокий уровень жизни. Автором концепции Г. в. б. считается амер. экономист Гэлбрейт; среди ее приверженцев — Р. Харрод, А. Кросленд, Дж. Стречи (Великобритания), А. Биттелман (США) и др. С т. зр. представителей этой концепции, совр. капиталистическое гос-во, являясь нейтральной «надклассовой» силой, отражает интересы всех слоев об-ва, оно перераспределяет доход в пользу трудящихся, уничтожает социальное неравенство, т. е. осуществляет принцип справедливого распределения и обеспечения каждого члена об-ва. Опираясь на теорию Д. М. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства буржуазного гос-ва в экономическую жизнь об-ва, идеологи концепции Г. в. б. делают упор на смешанную экономику, сочетание частного и государственного секторов. В начале 80-х гг. концепция Г. в. б. была подвергнута существенной критике со стороны неоконсерваторов. В противоположность концепции Г. в. б. представители неоконсерватизма сделали упор на активизацию частного сектора в экономике, обосновывая требование ограничить вмешательство гос-ва в экономическую сферу. По их мн., социальные программы приверженцев концепции Г. в. б. отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного развития об-ва, вызывая тем самым спад в экономике. Кроме того, выдвигались обвинения в разрушении веры людей в собственные силы, в формировании у них психологии иждивенчества, в ограничении частной инициативы.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Государство всеобщего благоденствия
Держава загального благоденства. Welfare state. В американской социологии – государственное устройство общества, где правительство несет ответственность за благополучие своих граждан, а нация тратит значительную часть налоговых денег на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и помощь нуждающимся, что достигается государственным регулированием капиталистической экономики. Понятие социального (надклассового) государства (точнее, надклассовой социальной или конституционной монархи) впервые употребил в 1850 г. один из критиков марксизма, немецкий философ, правовед, историк и экономист Лоренц фон Штейн (Lorenz von Stein). Он, обыгрывая марксистское положение, взятое из "Манифеста коммунистической партии", – "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" – делает вывод о том, что государство "обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве". Конституционная, что тоже самое, социальная монархия, где монарх стоит над классами, – единственное средство, а не диктатура пролетариата, обеспечения такого социального устройства. Штейн включил в перечень функций государства "поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти". Эта идея стала определяющей для формирования в социал-демократическом политическом движении правого крыла – особого направления в развитии политической культуры. Критики идеи Г. в. б., как в США, так и за рубежом, обращают внимание на тот факт, что наличие указанных социальных программ в принципе не решает, скажем, проблемы бедности, не уничтожает социально-классовых различий и т. д., и утверждают, что идея Г. в. б. – чисто идеологическое изобретение. См. также Австромарксизм и Культура бедности.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ
welfare state) — государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан. Термин был внедрен после второй мировой войны по отношению к социальному законодательству, особенно в областях здравоохранения, образования, поддержания доходов, обеспечения жильем и персонального социального обеспечения. Государство всеобщего благоденствия вмешивается в жизнь людей на общенациональном и местном уровнях. Начиная с 1945 г. оно расширило возможности в Великобритании, и теперь является главным занятием правительства (в расходах и деятельности). На жизнь всех современных западных обществ воздействует нынче обязанность обеспечения благосостояния, а идея общества благосостояния имеет сильную идеологическую привлекательность. Существо множества различных социологических объяснений государства всеобщего благоденствия состоит в следующем: (а) гражданское представление, наиболее развитое в работе Т.Х. Маршалла — государство должно обеспечивать минимальную поддержку благосостояния, чтобы гарантировать индивидууму возможность должным образом участвовать в либерально-демократическом обществе; (б) функционалистское представление, выраженное Парсонсом, — государственное вмешательство посредством последовательной политики необходимо для решения конфликтов в сложных индустриальных обществах; (в) марксистское представление — идеологическая цель государства всеобщего благоденствия — узаконить капиталистические социальные отношения, а индивидуумы поддерживают его и экономическую систему, потому что твердо придерживаются веры в благосостояние, обеспечиваемое этим государством. Марксисты также утверждали, что такое государство поощряет собственников средств производства, сокращая затраты на воспроизводство труда; его функция заключается в снабжении здоровой, образованной и обеспеченной жильем рабочей силой. Условия обеспечения благосостояния, при которых люди получают минимальную поддержку и должны доказывать преемственность, действуют в качестве мощных средств социального контроля. Однако они доказывали, что есть отдельные аспекты, реально выгодные рабочему классу; национальная служба здравоохранения, предоставление субсидий, причем эти выгоды — результат политического давления со стороны рабочего движения. Марксисты, следовательно, видят в государстве всеобщего благоденствия арену классового конфликта, действующую двойственным образом, отчасти поощряя собственников средств производства, а отчасти — рабочий класс. Сравнительно недавно феминистские социологи высказали следующее мнение: все объяснения игнорировали отношения между женщинами и государством всеобщего благоденствия, многие аспекты которого стали возможны благодаря женщин, участвовавших в рабочем движении до 1945 г., вроде Женской трудовой лиги и Женской кооперативной гильдии. Они настаивали и на том, что государство всеобщего благоденствия — мощный регулятор жизни женщин, поддерживая идеи о роли женщин в обеспечении ухода. Например, "Беверидж Рипорт" за 1942 г. однозначно исключал замужних женщин из числа нуждающихся в национальном страховании, ибо они должны зависеть от своих мужей в любом виде поддержки социального обеспечения. Феминистки также критиковали политику развития коммунитарного попечительства, доказывая, что оно является эвфемизмом в пользу заботы, которую женщины проявляют в отношении зависимых родственников. Вслед за внедрением монетаристской политики и разговорами о финансовом кризисе в ряде западных обществ с 1979 г. идея об обеспечении благосостояния государством была подвергнута сомнению. Трезвая оценка политики благосостояния указывает, однако, на то, что государство всеобщего благоденствия пережило эту критику, хотя и несколько изменило форму. В Великобритании уровень его финансирования остается высоким. Правительственные реформы 1980— 1990-х гг. повсюду были нацелены по большей части на изменение институциональных его механизмов путем ограничения обеспечения благосостояния непосредственно государственными учреждениями, внедрения квазирынков; отделения получателей услуг от их поставщиков, разрешения школьного и больничного самоуправления; направления государственного финансирования численно возрастающим частным и добровольным организациям. Долгосрочные последствия этих изменений, несомненно, имеющих цели "повышение ценности денег" (ПЦД) и сокращение финансирования, еще предстоит оценить. См. X. Гленнерстер и Дж. Мидли (ред.) "Крайне правые и государство всеобщего благоденствия" (1991). См. также Социальная политика; Бедность, Права граждан.

Источник: Большой толковый социологический словарь