Гоулднер, Алвин Уорд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гоулднер, Алвин Уорд

1920-1980) - амер. социолог, представитель социологии альтернативной (см.). Г. выступал с критикой существующей капиталистич. системы, предложил концепцию рефлексивной социологии, в к-рой основная задача социолога - выявление причин кризиса зап. об-ва и поиски путей его преодоления при помощи "критич. рефлексии". Самые глубокие причины кризиса зап. об-ва Г. видел в деперсонализации человека, разрушении целостности и общезначимого взгляда на мир, антиномически-противоречивом отношении между знанием и властью. Г. утверждал, что наделенное критич. элементом знание способно выполнить роль непосредственного преобразующего средства трансформации соц. бытия. Со-ч.: The Coming Crisis Of Western Sociology. L., 1971; For Sociology. L., 1973; Dialectics Of Ideology And Technology. N-Y, 1976; The Future Of Intellectuals And The Rise Of The New Class. N.Y., 1979. B.H. Фомина.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Гоулднер, Алвин Уорд

Gouldner, Alvin) (1920-1980) - американский социолог, чей вклад в социологическую теорию получил широкое признание. Находясь под сильным влиянием марксизма, он не был марксистом в полной мере. Его наиболее известную работу — "Наступающий кризис в западной социологии" (1971) — можно считать реквиемом современного структурного функционализма. Ранее он сделал имя на "Моделях индустриальной бюрократии" (1954). В этой классической работе он провел эмпирическое исследование способа, из-за которого неэффективная администрация и индустриальный конфликт могут являться результатом попытки внедрить правила дисциплины, оставляющие мало простора для независимости людей. В ряде последующих работ, включая "Два марксизма" (1980), "Будущее интеллигенции и возникновение нового класса" (1979) (см. Новый класс, Интеллигенция), он стремился установить новое направление для критического мышления в социальных науках между серьезно подорванным функционализмом и нереформированным марксизмом. Всю свою жизнь он занимался исследованием отношений участия и отчужденности, возникающих в социальных науках, критикуя тех, кто, подобно Веберу, настоятельно выступал в пользу отчужденности (см. "За социологию", 1973) или кго отвергал возможность цели объективной основы для ценностей. В "Диалектике идеологии и технологии" (1976) Гоулднер разрабатывал эти темы, исследуя последствия общего участия как нового мышления в эпистемологии, так и изменений в технологии коммуникаций. См. также Бюрократия, Критически-культурный дискурс Новый класс, Ценностная свобода.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Гоулднер, Алвин Уорд

GOULDNER, Alvin Ward) (1920, Нью-Йорк — 1980) Профессор социологии Вашингтонского университета (1959-1967), президент Общества по исследованию социальных проблем (1962), профессор социологии в Амстердаме (1972-1976) и веберовский стипендиат в Вашингтонском университете (с 1967). В своих ранних работах, таких, как «Модели индустриальной бюрократии» (Gouldner, 1954) и «Стихийная забастовка» (1955), Гоулднер применял теорию бюрократии Вебера для объяснения забастовок, менеджмента и контроля. Он подчеркивал способность рабочего класса к действию и возможность срыва производства, несмотря на ограничения, накладываемые бюрократией. В «Заметках о технологии и моральном порядке» (Gouldner and Peterson, 1962) Гоулднер анализировал аспекты веберовской социологии религии, утверждая, что важным причинным фактором развития технологии был определенный моральный кодекс (аполлоновский), подчеркивающий порядок, разумность и активность. Важный сдвиг в интересах Гоулднера произошел в 1960-е гг., когда он вступил в теоретическую полемику с марксизмом и научной социологией. Он работал над проектом исторического и критического исследования социальной теории от Платона («Знакомство с Платоном», 1965) до марксизма («Два марксизма», 1980) и современной социологии («Против фрагментации», 1985). В указанных работах Гоулднер отвергает распространенную практику проведения различий между нейтральной наукой, моральным дискурсом и политической привязанностью (commitment). Такого рода критические замечания были впервые сформулированы им в «Надвигающемся кризисе западной социологии» (1970), одном из самых крупных и полемически заостренных исследований функционализма, а также марксизма в том виде, в каком он развивался как научная теория в пределах советского блока. В 1974 г. Гоулднер основал влиятельный журнал «Теория и общество», в значительной степени способствовавший развитию и выражению его взглядов на критическую теорию. Предметом постоянного интереса Гоулднера была возможность прогрессивного социального изменения и в частности роль интеллектуалов в определении направления изменения и содействии ему («Будущее интеллектуалов и возникновение нового класса», 1979). В работе «Диалектика идеологии и технологии» (1976) Гоулднер призывает социологов к большей рефлексии по отношению к своим теориям и роли в обществе. После смерти Гоулднера развернулась широкая дискуссия о том, под чьим интеллектуальным влиянием формировалось его видение критической теории. Если его взгляды на рациональность и критические способности отражают влияние Франкфуртской школы, то его радикальные стиль и точка зрения говорят о влиянии Ч.Р. Миллса. Однако интерес Гоулднера к бюрократии, власти и знанию свидетельствует о его близости к веберовской традиции.

Источник: Социологический словарь

Гоулднер, Алвин Уорд

1920-1980) - американский социолог неомарксистской ориентации. Представитель "радикальной социологии", предложил ее крайний вариант - "альтернативную социологию". Основные работы: "Надвигающийся кризис западной социологии" (1970); "Диалектика идеологии и технологии" (1976); "Будущее интеллигенции и становление нового класса" (1979); "Два марксизма" (1980) и др. В 1950-х являлся сторонником структурно-функционального анализа , занимался исследованием бюрократических организаций. Испытал влияние идеологов Франкфуртской школы , которое пытался преодолеть, в том числе опираясь на идеи Миллса . В 1960-х выступил с тотальной критикой всей западной социологии, особенно Парсонса .
Г. исходил из того, что вся официальная социология акцентирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюрократические структуры, стремящиеся к искусственному поддержанию равновесия в обществе, что блокирует любые импульсы к изменению. Между тем общество переживает воздействие достижений "третьей революции". По Г., Новое время определялось влиянием результатов "дуалистической революции" - ростом промышленности (индустриальная революция) и переустройством политической жизни (вызванным Французской революцией). Параллельно развертывалась "третья революция" - коммуникативная, начало которой было положено книгопечатанием. Однако долгое время она находилась в тени политических и индустриальных изменений, как бы была средством их осуществления. Отсюда ее определение как "невидимой революции". В настоящее же время возникновение "mass media" и массовое производство недорогих "продуктов культуры" вызвали, по Г., качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно революционизируя политическую систему, подталкивая ее к реализации идеалов "прямой демократии" и породив "индустрию сознания", вызвавшую "символический взрыв". Суть "третьей революции" - изменения в видении.
В связи с описанием этого процесса Г. пересматривает содержание введенного Миллсом понятия "аппарат культуры" (организации и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп и общества их продукты). Г. разделяет функции создания и "доставки" публике культурных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием "аппарата культуры" остается лишь функция производства, и он сам все больше изолируется от общества, замыкаясь в университетских, академических и т.д., институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникативного воздействия. Творцы культуры (как носители критического разума) все больше маргинализируются, становятся политически бессильными. Функция же "доставки" монополизируется "mass media" (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними "технократами", тесно связанными с политическими кругами и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, "поставляя ей надежду", с другой. Этим целям служит и подконтрольная официальная социология, однако, согласно Г., это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки. Глубинное основание - заложенная в них "модель непрямого правления" буржуазии, которая постепенно передала ряд своих функций (прежде всего по производству сознания) исполнителям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпевает параллельную эволюцию от "наказательно-централизованной" (основанной на подчинении иерархии, страхе наказания как основе контроля и не имеющей стимулов к собственной автономной активности) к "представительной" (основанной на принципах профессионализма, ответственности перед делом, а не вышестоящим, корпоративном сотрудничестве и т.д. и почувствовавшей свою автономную силу). Она стала воплощением "технического разума", технической рациональности, эффективной, но и опасной. Технократия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец трансцендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энтузиазма). Но она же претендует на монополию производства "видения мира", "обещает одновременно и слишком много, и слишком мало", деморализует активность людей "фактологической прозаичностъю" ("рисует Бога серым"), т.е. по сути "умерщвляет культуру". Ей может противостоять социогуманитарная интеллигенция как новый класс, обладающий культурным капиталом и культурой критического дискурса.
Средством завоевания господствующих позиций для этого нового класса должна, согласно Г., явиться "альтернативная социология", осуществляющая тотальную критику западного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью "критической рефлексии" (отсюда иное название социологии Г. - "рефлексивная социология"). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризована как антисциентистская, основанная на принципах "участия" в общественной жизни и "вовлеченности" в реализацию собственных проектов.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия