grammar) — система отношений между языками категориями путем установления правил, посредством которых формируются и объединяются составляющие язык элементы. Эти элементы, хотя и кажутся теперь очевидными, являются теоретическими понятиями в грамматике, вроде существительного, глагола и прилагательного. На наиболее известном уровне синтаксиса рассматривается конструкция предложении из комбинаций элементов, включая слова и фразы. Лингвистика основана на грамматике. Ныне охватываются и другие "уровни": значение (семантика) и контекст действия (прагматика). См. также Соссюр; Чомский; Глубинная структура и поверхностная структура.
ГРАММАТИКА
ГРАММАТИКА
Источник: Большой толковый социологический словарь
Грамматика
grammar), часть лингвистики, изучающая формальные св-ва слов и употребление их форм. Традиционно Г. имеет два раздела: морфологию, исследующую внутр. структуру слов, и синтаксис, описывающий принципы сочетания слов в предложении. Иногда в ее состав включают фонологию и семантику. Г. является дескриптивной (описывающей факты), а не прескриптивной (разрешающей или запрещающей опред. формы) наукой. Центр, разделом совр. языкознания является генеративная Г., цель к-рой состоит в создании точных формальных описаний грамматических систем языка и теории универсальной Г., т.е. системы общих суждений о структуре человеческих яз. Трансформационная Г. представляет собой форму генеративной, использующую операции трансформаций: они позволяют систематизировать и выявлять связи между разл. типами предложений, выводить один тип из др.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ГРАММАТИКА
греч. grammatike techne – умение обращаться с буквами). Первоначальное значение – искусство чтения и письма. В эллинистическую эпоху и у древних римлян – знание языка и литературы. В поздней античности понятие Г. было сужено до современного толкования – учение о звучании и формах слов (синтаксис). В 5-4 вв. до н.э. софисты положили начало Г. как научной дисциплине. В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место. И это не случайно, ибо искусство речи гарантировало успех в общественно-политической жизни. Одним из основных методов обучения грамматике у софистов считался разбор поэзии. Вершины своего развития античная грамматика достигла в эллинистическую эпоху, когда критически были обработаны стиль и язык древнейшей, воспринимавшейся в это время как классической литературы (произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии и Пергаме. В Александрии преподавали Аристофан из Византии, ставший основателем научной лексикографии, Аристарх Саморфакийский, которые систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий. В Пергме работал Кратес из Малосса, который в противоположность александрийским грамматистам, присоединившись к воззрениям стоиков, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), проявляющийся в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая через посредство римлян без существенных изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н.э. ученик Аристарха Самофракийского Дионисий Фракийский синтезировал все имевшиеся в ту эпоху грамматические исследования и создал первую греческую грамматику (Techne grammatike), которую использовали как учебник грамматики вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной грамматики положил упомянутый выше Кратес из Маллоса. Прибыв в Рим в 169 до н.э., он читает там лекции о проблемах грамматики. Гениальный М. Теренций Варрон составляет первую основополагающую книгу «О латинском языке». Первый учебник латинской грамматики, ныне утраченный, создал Ремий Палемон (первая пол. 1 в.). Сохранившиеся грамматики Доната и Присциана основывались именно на этом учебнике. Их книги были самые читаемые в средние века. В наши дни их используют при разработке новейших школьных руководств, при создании единой грамматической терминологии. Г., ориентированная на обучение языку и литературе, занимала одно из самых важных мест в системе высшего образования эпохи античности. Все дисциплины, входившие в эту систему, изучались в рамках Г., за исключением риторики. Риторика как высшая ступень представляла собой или вторую ступень, следовавшую за грамматикой, либо была предметом специального изучения.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник