Гражданская религия

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гражданская религия
квазирелигриозная лояльность, объединяющая индивидов в светском по своей сути обществе.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Гражданская религия
civil religion). Формы ритуалов и верований, сходные с религиозными, но присущие мирской деятельности, например, парады и церемонии.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
civic religion) — квази-религиот ные убеждения и ритуалы, в частности, салютование национала ному флагу, парады, церемонии коронации или даже международные спортивные события (см. Янг и Шилз, 1953), которые, как можно полагать, выполняют функцию воспитания социальной солидарности и достижения политической легитимности в обществе (ср. Национализм). Наиболее употребительным в социологии стало использование этого термина Дюркгеймом в "Элементарных формах религиозной жизни" (1912). См. также Функциональная (истекая) теория религии.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Религия гражданская
Релігія цивільна. Civil religion. 1. Согласно Ж. Ж. Руссо (Jean-Jacques Roussean) – совокупность убеждений, символов, ритуалов и институтов, которые создают социальную солидарность, придают легитимность социальногосударственной системе. 2. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – совокупность национальных символов, ритуалов, традиций и т. д., которые в условиях современной секуляризации выполнят роль религиозных символов, обеспечивающих социальную солидарность. 3. Согласно Роберту Беллаху (Robert Bellah) – набор общих вер и традиций, которые объединяют американцев независимо от их религиозных убеждений, например, вера в американский образ жизни, американскую мечту, в особую американскую миссию в мире, значимость событий американской истории, государственной символики, праздников и т. д. Эта вера функционирует наряду и на равных со своеобразным симбиозом иудео-христианской религиозной веры и в условиях плюрализма культур, обеспечивает социальную солидарность, свойственную американскому обществу.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
CIVIL RELIGION) Этот термин впервые использовал Ж.-Ж.Руссо в «Общественном договоре» (Rousseau, 1762), а его разработкой занимался Э.Дюркгейм в «Элементарных формах религиозной жизни» (Durkheim, 1912). Им обозначаются убеждения, символы, ритуалы и институты, легитимирующие социальную систему, создающие социальную солидарность и мобилизующие то или иное сообщество на достижение общих политических целей. Утверждалось, в частности, что в индустриальных обществах, где имела место определенная секуляризация традиционных религий, национальные символы и ритуалы выполняют ту же функцию обеспечения социальной солидарности, что и религия. Впоследствии этот термин использовался Р.Н.Белла (Bellah, 1967; 1970; 1974; 1975) в его исследованиях американского общества. Американская гражданская религия, согласно Белла, состоит из (1) элементов иудеохристианской традиции, подчеркивающих достижительскую мотивацию и индивидуализм; (2) ссылок на события, представляющие собой национальную драму, такие, как смерть Линкольна и гражданская война; (3) светских ценностей Конституции; (4) светских символов и ритуалов (национальный флаг, церемонии, характерные для Дня Поминовения и праздника Четвертого июля). Белла утверждал, что в современной Америке с ее этническим разнообразием и культурным плюрализмом, создающими проблему социальной интеграции, гражданская религия порождает сильные чувства национальной солидарности и цели. Эта концепция роли религии в жизни американской нации развивает взгляды А. де Токвиля (A. de Tocqueville, 1835 и 1840), У.Герберга (Herberg, 1955), а также Т. Парсонса (Parsons, 1951; 1967), занимавшегося исследованием религии и социальной интеграции. Идея гражданской религии, в том виде, в каком она была предложена Белла, может подвергаться критике в связи с тем, что (1) она является крайне специфичной, применимой лишь к современному американскому обществу; (2) многие общества, отличающиеся этническим и культурным разнообразием, не имеют своей гражданской религии; (3) она страдает от аналитических проблем, связанных с особенностями функционализма; (4) она представляет собой версию господствующей идеологии тезиса. См. также: Национализм; Невидимая религия; Сакральное. Лит.: Bellah and Hammond (1980)

Источник: Социологический словарь

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
комплекс идей, материальных объектов и действий, которые носят священный характер в восприятии большинства населения какого-либо государства и обеспечивают единую гражданскую идентичность и общие ценностные установки вне зависимости от этнических различий и вероисповедания. Религиозное значение этого комплекса определяется тем, что его составляющие отличаются в массовом сознании от явлений обыденной жизни своим сакральным, статусом, вплоть до возможного убеждения в их трансцендентном (божественном) источнике. Г. р. не предполагает обязательного пребывания в виде формально-юридически установленного института, однако наибольшие возможности она получает в контексте официально санкционированных духовных и социально-политических отношений различных государств. В этом смысле ее статус отличается от положения публичной религии. К признакам Г. р. чаще всего относятся: 1) наличие общезначимых святынь гражданской жизни - сакральных текстов (конституции и др.); символов и атрибутов государственного масштаба, выражающих общеразделяемые смыслы и интересы (герб, гимн, флаг и пр.); мест и предметов, имеющих высокий ценностный статус в общенародном сознании (московский Кремль, Статуя Свободы в США и т. п.); авторитетных и героических личностей, пользующихся общим признанием (главы государств, деятели политики, культуры, науки, армии и т. д.); понятийной символики (например, «американская мечта» или «русская идея»; памятных событий истории, подтверждающих разделяемые большинством представления о выдающихся достоинствах своего народа (День Победы и др.)); 2) общепринятое благоговейное отношение к этим святыням - соблюдение определенных правил поведения, торжественное отмечание памятных событий, сложение устойчивых государственных ритуалов и их регулярное совершение, трансляция почитания святынь следующим поколениям. Функциями Г. р. являются сплочение населения страны, поддержание общественно-государственного единства, легитимация принятой формы осуществления власти. Первое концептуальное объяснение Г. р. принято связывать с рассуждениями французского мыслителя Жана-Жака Руссо (1712-1778) в трактате 1762 г. «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (книга IV, глава 8 «О гражданской религии»). По его истолкованию, существующие в мире религии обладают высоким духовным значением, но в конечном итоге ориентируют верующих на потустороннее, обесценивая этим социальную жизнь и порождая попустительство к несправедливости в земных делах. Кроме того, вероучительные расхождения, как между религиями так и внутри них, влекут раздоры среди людей и разъединение общества. Преодолеть это положение способна Г. р .-она не связана с каким-то конкретным вероучением, но в своем содержании объединяет истины, приемлемые для последователей любых религий. Ее догматы должны быть немногочисленны и просты, безусловны и обязательны (покровительство могущественного разумного высшего существа, святость законов, благоденствие праведных, наказание носителей зла и т. п.). Следование им объединяет людей, устраняет противоречия и конфликты. Наблюдающему за их исполнением от имени общества государству «важно, чтобы каждый гражданин имел религию, которая заставляла бы его любить свои обязанности». При этом каждый может сверх того, без вмешательства государства, придерживаться любых других религиозных убеждений, если они не посягают на гражданскую жизнь. Идея Г. р. стала весьма популярна в социальной мысли последующих веков. В социологию ее ввел Дюркгейм. Рассматривая религию как продукт самосакрализации общества, проекцию фундаментальных социальных потребностей в сакральные образы, Дюркгейм указывал на интегративную функцию религиозных традиций -они сплачивают людей, регулируют внутренние и внешние отношения человеческих коллективов, стабилизируют и укрепляют общество. Поэтому религия выступает общественно необходимым образованием, а исполнение религиозных обязанностей - общественным долгом. Со становлением обществ, где определяющими факторами становятся секуляризация и светские начала жизни, традиционные модели религии утрачивают былое влияние. В силу этого с необходимостью вызревает потребность в их функциональном эквиваленте - Г. р., которая не отменяет прочие религии, но как бы надстраивает их более эффективной системой упорядочивающих общество сакральных установлений. Во второй половине XX в. тема Г. р. обрела новое звучание. Внимание социологии религии к этой теме и ее научное обсуждение стали активно развиваться, после того как Белла опубликовал в журнале «Дедалус» Американской академии искусств и наук работу «Гражданская религия в Америке» (1967). Его исходный тезис указывал на существование в общественной и политической сферах современных демократических государств (прежде всего США) некоего религиозного аспекта, представленного особыми верованиями, символами и ритуалами. Это Г. р., которая не тождественна традиционным религиям, но и не альтернативна им. Она основана на убеждении, разделяемом большинством граждан безотносительно к их национальности и социальному статусу, что в жизни общества обязательно должно присутствовать религиозное начало. Поэтому Г. р. развертывается на метауровне, где устанавливаются жизненные смыслы всего социального целого. Как замечает Белла, исторически сложившийся религиозный плюрализм в США исключает привилегированное положение какой-либо религии относительно других. Гарантией является отделение организаций религиозных от государства и закрепленная законом свобода вероисповедания. Из этого следуют как религиозная терпимость, так и свободная конкуренция в духовной жизни. Такое состояние соответствует социальным принципам равенства и прав человека. Оно обеспечивает существование религиозных различий, а также разнообразие политических настроений, хозяйственного, семейно-бытового и прочего поведения последователей разных религий. Однако все это скрепляется моральной общностью, воплощаемой в общепризнанных гражданских установлениях, обладающих сакральным значением для всего общества. В трактовке сущности Г. р. Белла руководствуется дюркгеймовским определением религии через различение сакрального и профанного. В то же время его интерес обращен не столько к социальному наполнению религии (как у Дюркгейма), сколько к религиозному содержанию общества. Если общество объединено идеей «единой нации, избранной Богом», то гражданское служение его членов приобретает религиозный характер. Таким образом, Г. р. оказывается проекцией сакрального в социальную реальность. Этой концепцией Белла положил начало многочисленным исследованиям широкого диапазона тем, связанных с Г. р., и сам неоднократно уточнял свои взгляды. Постоянным предметом обсуждений стали вопросы о способности религии вообще выполнять интегрирующую функцию в современном социуме и, в частности, о возможностях к этому традиционных религий, во многом утративших былую силу воздействия. В этой связи Г. р. предлагается рассматривать как продукт некоего консенсуса между еще сохраняющими авторитет прежними религиозными представлениями и сакральными аспектами идеалов демократии и национального единства. Вопрос о том, насколько эти «светские религии» (см. Белл) удерживают трансцендентные, т. е. собственно религиозные смыслы, остается открытым. Проблемным является также статус самой Г. р., поскольку прямые аналоги ее «американскому образцу» практически не наблюдаются, а имеющиеся свидетельства в разных странах мира обладают значительной спецификой, то возникает уподобление Г. р. веберовскому понятию «идеального типа», т. е. не более чем теоретической модели для описания определенных тенденций в духовной жизни общества. Существование Г. р. в обществах, где единство базовых ценностей связывается с какой-либо доминирующей религиозной традицией, имеет малую вероятность. Известен опыт Российской империи, где политическими решениями действовавшие там религии ранжировались на «первенствующую» (государственную), «терпимые» (имевшие ряд ограничений) и «нетерпимые » (преследуемые). При этом институты и символы господствовавшей религии имели безусловный приоритет в государстве и обществе. В современной России имеется ряд важных предпосылок к развитию Г. р. Российскому обществу присуща секулярностъ, объединения религиозные законодательно отделены от государства и права граждан не зависят от их отношения к религии, наблюдается взаимная интеграция светских и этнорелигиозных (см. Этнорелигиозностъ) элементов, в исторической памяти сохраняется некоторый ряд единых для большинства в обществе событий прошлого с положительным значением. В то же время возможность формирования Г. р. в России связана с риском возникновения новой идеологической монополии. Препятствует такой перспективе положение действующей Конституции Российской Федерации (ст. 13), по которому в стране «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Относительно религиозно гетерогенных обществ перспектива существования Г. р. также не может быть описана однозначно. В случае, когда многорелигиозная страна идет по пути демократического развития, предполагающего плюрализм духовного выбора, возможности формирования Г. р. расширяются. Демократическое общество в целях стабильности и развития способно выработать такую систему сакральных значений, которая охватила бы максимальный объем институтов этого общества, «перекрывая» сохраняющиеся частные социальные и религиозные интересы. Проблема отношений Г. р. с традиционными религиями при этом остается - они могут быть конфликтными, либо выразиться в паритетном сосуществовании при поддержании каких-то взаимоприемлемых контактов, либо же (гипотетически) завершиться замещением религиозной традиции институтами Г. р.

Источник: Социология религии. Словарь.