ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
общество, создав которое, гражданин осознает, что не oн должен служить государству, а государство - ему.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Гражданское общество
это та сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и свободно, исходя из своих индивидуальных целей и потребностей.
Источник: Краткий словарь по социологии
Гражданское общество
общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Гражданское общество
Общество, функционирующее без нарушений основополагающих принципов и правовых норм, выработанн ых и утвердившихся в процессе человеческой эволюции – демократия, гласность, самоуправление, рыночная экономика и др.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Общество гражданское
тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
Гражданское общество
общество, взятое как бы вне политической власти и включающее в себя лишь неполитические отношения. Возможность выразить свои многообразные интересы помимо государства и института бюрократии – один из главных признаков гражданского общества [29.– С.370].
Источник: Социология. Словарь.
Общество гражданское
состояние цивилизованности – последствие процесса цивилизации; промежуточный институт между семьей и государством; область социальной жизни, выступающая в качестве гражданского и индивидуального согласия; совокупность негосударственных отношений в обществе» [10.– С.370].
Источник: Социология. Словарь.
Гражданское общество
это такой тип общества, который характеризуется сферой спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которая защищена от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Гражданское общество
Civil society Форма демократического общества, в котором независимо и автономно от органов государственной власти и бизнеса развивается совокупность отношений в сфере экономики, культуры и в других сферах общественной жизни. Реализуется с помощью различных неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, создаваемых с целью защиты общественно-значимых интересов.
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
сообщество свободных и равных граждан “внутри” государства, способных “сдерживать” государственное вмешательство в частную и общественную жизнь, контролировать и регулировать изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах; характеризуется развитым самосознанием граждан и их активным участием в общественной жизни. Государство без гражданского общества, как правило, вырождается в те или иные формы тоталитарной власти.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
предполагает право и реальную возможность для индивидуумов и отдельных групп населения самостоятельного принятия решений и свободной от государственного вмешательства деятельности. Впервые теория гражданского общества была предложена еще в начале XIX в. немецким философом Гегелем. В странах Запада роль движущей силы в создании гражданского общества играл средний класс. Для современного мирового сообщества характерны три основных типа социальной структуры.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Гражданское общество
совокупность негосударственных общественных организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в управленческом процессе и контроль с их стороны за деятельностью государства. Анализ современного мирового опыта позволяет оценивать гражданское общество как такое состояние общества, где не человек существует ради государства, а государство ради человека, а все социальные слои имеют гарантированное государством право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы.
Источник: Термины и определения (социология и не только)
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
общество развитых социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений, высокой нравственной и политической активности своих членов (граждан), отделённое и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритетности общества и необходимости служения ему-государства. Гражданское общество может сложится на основе демократизма, гуманизма, -развития общественного, в т.ч. и местного, самоуправления, децентрализации. Конституция Российской федерации 1993 г. декларирует строительство Гражданского общества в России.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Гражданское общество
а) необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу. б) мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.
Источник: Термины и определения (социология и не только)
Гражданское общество
civil society) - взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетворения их социальных потребностей и интересов. Различая понятия государства и гражданского общества, Гегель характеризовал гражданское общество как относительно независимую о т государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
общество гражданское
1) совокупность негосударственных отношений в обществе, сфера самовыражения индивидов через сформированные гражданами ассоциации и организации; 2) по Дж. Александеру - мир ценностей и институтов, производящий возможность одновременно для социальной критики и демократической интеграции. Такая сфера основывается на солидарности, чувствах сопричастности к другим людям, которых мы не знаем, но которых уважаем, исходя из принципа общей светской судьбы. Дискурс О.Г. может быть как репрессивным, так и либеральным, легитимизирующим не только включения, но и исключения. - Литература: Alexander, Jeffrey A. The Civil Sphere. – Oxford University Press, 2006.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
англ. society, civil; нем. Gesellschaft, burgerliche. 1. По Г. В. Ф. Гегелю -противопоставляемая семье и государству, но взаимосвязанная с ними система частных и групповых интересов, где каждый стремится только к собственным целям, но без соотношения с другими не может достигнуть своих целей; при этом государство осуществляет морально-полит, единство и общий интерес. 2. По К.Марксу - общество, основанное на частной собственности, в к-ром соц. отношения принимают форму классовых антагонизмов, предопределяющих возникновение государства. 3. Общество, характеризующееся сферой спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, к-рая защищена от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов госуд. власти.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Гражданское общество
civil society), термин, первоначально применявшийся к любому политически организованному об-ву, а впоследствии обозначающий обществ, ин-ты и практику, не являющиеся частью офиц. аппарата государства. Согласно представлениям Гоббса и Локка, выдвинувшим теорию общественного договора, Г.о. сформировалось, когда люди пришли к пониманию необходимости заключить договор об объединении и согласиться на признание полит, власти. Совр. употребление термина обязано гл.об. Гегелю, к-рый в Философии права (1821) применил его к эконом, и социальному порядку, основанному на свободной кооперации между людьми, частной собственности, рыночном товарообмене, корпоративных и др. добровольных объединениях. В недалеком прошлом ком. режимы осуждались своими гражданами за то, что подчинили полит, контролю все обществ, отношения, проигнорировав тем самым саму идею Г.о.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека и обеспечивается идеологический плюрализм. Оно полностью контролирует государство, которое служит обществу. Представление о Г. о. зародилось в середине 17 в. в сочинениях Т. Гоббса и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина, которое произошло в 1789 г. во время Велико французской революции. Появились граждане – равноправные члены общества, которые осознают свои личные интересы, соотнесённые с интересами общества и государства. В итоге длительного развития сложилось современное понимание Г. о., основанного на общечеловеческих ценностях. Эти ценности включают в себя разнообразие и равенство форм собственности, свободу труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свободу информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, а также семью как основную социальную ячейку.
Источник: Словарь по волонтерству.
Гражданское общество
социальная общность, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в различных сферах жизнедеятельности населения; совокупность гражданских, частных и иных негосударственных отношений в сфере проявления интересов свободных индивидов и их ассоциаций, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственных властных и силовых структур. Впервые это понятие употреблено в X V I в. в комментариях к «Политике» Аристотеля. Для гражданского общества характерен высокий уровень самоорганизации и самоуправления, экономической основой его является частная собственность, формируется в результате длительной эволюции. Стабильность и прогресс государства неразрывно связаны с благополучным состоянием личности, демократические институты обеспечивают развитие и процветание граждан [9, 15, 46, 57, 59]. Идеи гражданского общества заложены в работах Дж. Лок- ка, Ш. Монтескье и других мыслителей. Так, Дж. Локк рассматривал гражданское общество как некое этическое сообщество, живущее по естественным законам вне политики. Ш. Монтескье представляет гражданское общество как набор независимых ассоциаций граждан, опосредствующих отношения между индивидом и государством и в случае необходимости защищающих свободу индивида от посягательств власти.
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
civil society) (в смысле, приме няемом Гегелем и Марксом) — рыночные и экономические отношения (в отличие от деятельности государства); промежуточная сфера между семьей и государством. В широком смысле — сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики. Первоначальное употребление термина в политической и социальной философии было призвано противопоставить как "гражданское общество" и "гражданское правительство" "естественному обществу" или "естественному государству". Адам Фергюсон использовал его при сравнении западной цивилизации и соответствующих форм правительства, а также политики и не западных форм общества с их более "деспотическими" формами правления (см. также Восточный деспотизм). Экономические и политические свободы, связанные с гражданским обществом, оценивались марксистами скорее как видимость, чем реальность (например, защита интересов частной собственности и капитала и сохранение значительных свобод — это привитие эгоистического индивидуализма и маскировка основы экономической эксплуатации, отчуждения, утраты прежней общности и т.д.). Однако внутри марксизма, да и в социологии вообще, историческое значение отделения гражданского общества от "природы", семьи и "государства" признается всеми сторонами. Различия в любом из вышеупомянутых смыслов между гражданским обществом и государством остаются, даже если, по мнению Грамши, государство играет роль в создании гражданского общества, что в свою очередь означает участие в сохранении или изменении определенных его форм (ср. Публичная сфера). См. также Гражданские права.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Гражданское общество
также общество граждан). 1) Относительно независимая от государства и коммерческой жизни общественная сфера, внутри которой отдельные индивиды и группы сотрудничают во имя своих интересов и ценностей. Гражданское общество уравновешивает влияние коммерческого сектора и публичной власти в обществе, поэтому иногда в качестве синонима используется выражение третий сектор. Важная часть гражданского общества – это некоммерческий сектор, но иногда его составляющими считаются также пресса, политические партии, местные самоуправления, религиозные общества, профессиональные союзы, малые предприятия и т. д., то есть не только та часть общества, которая в понимании закона является некоммерческой, иными словами, третий сектор. В этом случае имеется в виду его уравновешивающее влияние на другие центры власти общества. 2) Второе значение термина – это общество, в котором основные права и свободы человека защищены и человек имеет возможность влиять на политические решения, активно участвуя в их обсуждении и претворении в жизнь. Одной из составляющих такого общества является относительно независимая от государства и коммерческой жизни общественная сфера, в том числе, некоммерческий сектор (см. первую дефиницию). 3) По дефиниции Концепции развития эстонского гражданского общества (EKAK), под гражданским обществом понимается «сотрудничество людей по собственной инициативе с целью достижения своих интересов, участия в рассмотрении общественных дел и в принятии решений, а также обеспечивающие такое сотрудничество сообщества, сети и институты». Буквальное соответствие англоязычному термину civil society (иногда также civic society); при переводе иногда используется также гражданское общество. Сравн.: демократия участия. Эст.: kodanikuьhendus, kodanikeьhendus.
Источник: Краткий словарь гражданского общества
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
совокупность негос. (неполитических) социально-экономических отношений и ин-тов. В правовом аспекте О.г. определяется как «совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом» (Чичерин). В социально-экономическом аспекте — как «мир частной собственности, потребности и труда» (Гегель), как форма общения, порожденная буржуазным способом производства и связанная с ним (Маркс). В социально-классовом аспекте — как «отношения различных классов и слоев лиц» (Гизо). В политич. аспекте — как «система самостоятельных и независимых от гос-ва обществ, ин-тов и межличностных отношений» (Гаджиев). Философско-социол. — это «форма общения жителей совр. промышленной цивилизации как самостоятельных субъектов и участников экономической, об-в., политич. жизни» (Библер). Западно-европейская социально-филос. мысль вслед за английскими и французскими мыслителями XVIII в. отождествляла эту ступень с капитализмом, а само это об-во трактовала как сферу частных экономических отношений. О.г. возникает на определенной ступени обществ, развития. Оно характеризуется правом на свободное самоопределение личности в сфере, свободной от вмешательства гоо-ва, особенно в экономике и культуре, а также саморегулированием в этих областях в рез-те свободной игры сил. О.Г., согласно Гегелю, характеризуется самостоятельным существованием собственности, торговли, промышленности и тд. Это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности. В О.г. Гегвль выделяет важнейшее звено— человека в качестве буржуа, к-рый отличается от гражданина как выразителя всеобщего интереса, принадлежащего к политич. сфере об-ва. В совр. трактовке О.г. доминирует евроцентристский подход. В широком смысле О.г. — это система самодеятельных организаций членов социума для защиты своих интересов помимо гоо ва, а подчас и вопреки гоо-ву, поэтому понятие О.г. вполне применимо и к неевропейским социумам.
Лит.: 1) Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993; 2) Гражданское общество и перспективы демократии. М., 1994; 3) Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д., 1995; 4) Перегудов С. Гоажданское общестео-во в политическом измерении // Международная экономика и международные отношения. 1995. N 12; 5) Гражданское обще-ствово. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998. В. Н. Коновалов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. В русле современных трактовок обретение либеральных свобод возможно не в результате дистанцирования общества от государства (наподобие модели посткоммунистической России 1990-х), а путем конституирования надежных и легко доступных для людей каналов взаимодействия между ними: государство трансформируется в самую влиятельную и оперативную организацию по правам человека.
По-видимому, впервые на европейских языках термин "Г.О." был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к "Политике" Аристотеля. Появление понятия Г.О. практически синхронно формированию оснований европейской политической науки обусловило его смысловую многовариантность: термин Г.О. - продукт интеллектуальных усилий (зачастую противоречивых) главных фигур западной политической традиции. Постулированное Августином противоположение "града божьего" и "града земного" (двух видов человеческой общности) являло собой отражение идеи о существовании между людьми водораздела онтологически-мистического порядка. "Град земной" - следствие первородного греха - вместилище "граждан" "града божьего", удостоившихся избирательной милости Бога. Г.О. или "град дьявола" обречен на гибель в результате пришествия божьего града. Символизировавшее в рамках схоластики идею приятия даже несправедливого общественного устройства учение о Г.О. трансформировалось у Гоббса в принцип социального идеала - результата преодоления нечеловеческого первобытного "естественного состояния войны всех против всех". (Руссо, правда, настаивал на том, что переход от дикого состояния к цивилизации, от "естественного состояния" к государственному устройству - нельзя мыслить иначе, чем нисхождение.) Гегель видел в эпохе торжества Г.О. такое положение вещей, при котором люди благодаря участию государства собственным трудом приносят пользу себе и другим. Маркс, не избежавший соблазна осуждения государства-паразита эпохи Наполеона III во Франции, трактовал Парижскую коммуну как восстание пролетариата от имени Г.О. против бюрократической государственной машины. (На немецком языке Г.О. допустимо переводить и как "общество буржуазии" с акцентом именно на этой характеристике.) 1970-е реабилитировали понятие Г.О. в ряде значимых течений европейского интеллектуализма. Понятие Г.О., концептуально значимое и для либералов, и для ортодоксальных марксистов, по-прежнему активно используется противниками инициируемого современными политическими элитами Европы процесса перманентного нивелирования социальных различий в обществе.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
Общество гражданское
комплекс общественных отношений, относительно самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков О.г. Оно стоит, прежде всего, на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни.
Структурными элементами О.г. являются: в экономической сфере - государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы, союзы и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, др. организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и др. объединения.
О.г. во многих социальных государствах обеспечило высокую степень защищенности частной сферы жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в его структуре формировались мощные защитные ассоциации (общества защиты прав человека, прав потребителей и т. п.). В О.г. не человек существует ради государства, а государство - ради человека. Необходимыми условиями формирования О.г. являются: -создание социальной и правовой основы О.г. – социального и правового государства, где государство и граждане в равной мере ответственны друг перед другом и перед законом; -достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт О.г. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения, востребующего ценности О.г. и понимающего необходимость его развития.
О.г. является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество через государство или без него. Через государство - принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением общепринятых демократических норм и процедур. Вопреки государству – образованием в рамках Конституции независимых объединений, ассоциаций и средств массовой информации, функционированием массовых общественных демократических движений. Один из действующих способов на этом пути - широкое участие масс в выдвижении и реализации разнообразных социальных инициатив. Формирующиеся структуры О.г. могут взять на себя часть функций стабилизации общества. В тех странах, где формировалось О.г., более интенсивно шел процесс становления рыночной экономики. Создавая институты самоуправления, О.г. тем самым берет на себя и ряд государственных функций. В России предстоит формировать О.г. как разветвленную сеть взаимозависимых и не зависимых от социального государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
CIVIL SOCIETY) В социальных науках нет единого мнения относительно теоретического и эмпирического разграничения политических, экономических и социальных отношений. Изменяющийся смысл понятия «гражданское общество» указывает на соответствующее изменение отношения социальной теории к взаимосвязи экономики, общества и государства. Поскольку социология возникла из политической экономии, социальной философии и «моральной статистики», ее предметом стали феномены социальных, символических и нормативных взаимодействий, составляющие «общество», тогда как политической науке были оставлены политические отношения (государство, власть, правительство, политические партии и т.д.), а экономика превратилась в науку о производстве и распределении экономических ресурсов. В противовес этой тенденции к интеллектуальной дифференциации социология может определяться в духе Огюста Конта как синтетическая наука, пытающаяся интегрировать политические, экономические и социальные явления. Сходная теоретическая двойственность была свойственна и марксизму: в рамках метафоры базиса и надстройки экономический базис противопоставлялся надстройке, охватывающей право, политику и социальные отношения, вместе с тем выдвигались положения о том, что производственные отношения являются одновременно социальными, экономическими и правовыми. В XVIII в. А.Фергюсон (Ferguson, 1767) определял «гражданское общество» как состояние цивилизованности (civility) и как продукт цивилизации. Однако он использовал «гражданское общество» и как политический термин, противопоставляя западный тип государственного управления восточному деспотизму. При этом данный термин имел также экономическую коннотацию, поскольку «цивилизация» противопоставлялась таким обществам, в которых не было частной собственности (варварским государствам). В социологии это понятие появилось в конечном счете благодаря работам Г. Гегеля и К. Маркса. У Гегеля (Hegel, 1837) «гражданское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общество» чрезвычайно редко встречается сам по себе. Они исходили из более фундаментальной дихотомии «гражданского общества» (т. е. ансамбля социально-экономических отношений и производительных сил) и государства (т.е. надстроечного проявления классовых отношений внутри гражданского общества). В «Немецкой идеологии» (Marx and Engels, 1845b) Маркс и Энгельс утверждали, что «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории»; с их точки зрения, объяснение политических событий, изменений в праве и развития культуры необходимо искать в развитии структуры гражданского общества. Эта марксистская концепция была переосмыслена А. Грамши (Gramsci, 1971), который утверждал, что между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства находится гражданское общество, а именно та область социальной жизни, которая представляете я вотчиной частного гражданина и индивидуального согласия. Описание отношений между экономикой, обществом и государством с точки зрения двух противоположностей — частной (private) и общественной (public) жизни, согласия и принуждения, предложенное Грамши, сыграло чрезвычайно важную роль в развитии современного марксистского анализа идеологии и власти. Это влияние было особенно заметно в противопоставлении «идеологического аппарата государства» и «репрессивного аппарата государства» в работах Л.Альтюссера. Такое современное использование термина «гражданское общество» все же не решает до конца традиционную проблему отношения между базисом и надстройкой. Понятия «гражданства» и «гражданского общества» считались ключевыми в ходе попыток установления демократии в бывших социалистических обществах, начиная с 1989 г. См. также: Ассоциативная демократия; Коммунитаризм; Общество; Права; Шотландское Просвещение. Лит.: Cohen and Arato (1995)
Источник: Социологический словарь
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которая обеспечивает условия для реализации человеком его гражданских прав, выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Целью Г.о. является удовлетворение материальных и культурнодуховных потребностей человека, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Г.о. основывается на принципах: правовом; разделения и взаимодействия властей; эффективной социальной политики, обеспечивающей достойный образ жизни; экономической свободы; равенства граждан перед законом, правовой защищенности личности; легитимности и демократического характера власти; политического и идеологического плюрализма; свободы слова и печати, независимых средств массовой информации; невмешательства государства в частную жизнь граждан, их взаимных обязанностей и ответственности; социального, государственно-частного партнерства; национального согласия.
Признаками Г.о. являются: наличие в распоряжении людей собственности (индивидуальное, коллективное владение); существование в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев; развитие демократии; высокий уровень культуры членов общества, участвующих в законотворчестве.
Г.о. выполняет функции: охранительную — обеспечивает защиту частной сферы жизни человека от регламентации различных институтов (государства, политических партий и др.); регулятивную — содействует процессу саморегуляции, самоуправления внутри общества; правозащитную — выступает гарантом прав и свобод человека, защищает граждан, их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти, способствует формированию и развитию демократической политической системы (избирательные кампании, референдумы, акции протестов и др.); интегрирующую — содействует солидарности, социальной сплоченности граждан; контролирующую — осуществляет социальный контроль по отношению к своим членам, используя необходимые средства и санкции, что заставляет граждан соблюдать правовые нормы; коммуникативную — удовлетворяет интересы, потребности граждан; стабилизирующую — способствует созданию структуры, обеспечивающей стабильную жизнь; социальную — обеспечивает минимальный уровень для существования всех членов общества, включая тех, кто не может достичь этого самостоятельно.
Г.о. имеет свою структуру, представляющую внутреннее строение общества, отражающее многообразие, взаимодействие его составляющих, которое обеспечивает его целостность и динамизм развития.
К институтам Г.о. относятся: в социальной сфере — семья, различные коллективы людей (трудовые, служебные, по интересам, детские, молодежные организации и др.), не носящие политического характера; в экономической сфере — организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг; в политической — политические партии, организации, движения, преследующие политические цели, участвующие в борьбе за власть, местное самоуправление; в культурно-духовной сфере — образовательные, творческие организации и союзы, учреждения культуры, спорта, церковь и религиозные организации, не носящие политического характера; в информационной сфере — средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, интернет).
Для формирования Г.о. необходимы следующие условия: развитие правовой системы, выражающей общественные потребности и интересы; существование экономической свободы, собственности, свободы труда; развитие социально-политической системы, выражающей многообразие общественных интересов; развитие личности, активное и сознательное ее участие в общественном самоуправлении; воспитание гражданской ответственности и формирование правовой культуры в каждом члене общества; патриотизм граждан — любовь к своему государству, народу и уважение других народов в их этнокультурном многообразии.
С.А. Анисимова
Лит.: Конституция РФ от 12.12.1993 (Гл. I. Основы конституционного строя. Ст. 13); Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51; Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс: Учебник. 3-е изд. М.: Юрайт, 2013; Кравченко А.И. Политология: Учебник. М.: Проспект, 2015; Соколов А.Е. Гражданское общество России. М.: Спорт и культура — 2000, 2012; Тимерманис И.Е. Политология: Учебник. М.: Юрайт, 2015.
Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.
Гражданское общество
понятие, характеризующее целостность общественной жизни в отношении к политическим структурам, прежде всего к государству. Г. о. включает в себя хозяйственные, социальные, культурные, духовные, семейно-бытовые отношения и институты, а также положение, роль, права и обязанности личности в системе общественных связей и учреждений. Понятия государства и Г. о. теоретически расчленяют целостный социальный организм на две взаимосвязанные и взаимообусловливающие стороны политическую и социальную сферы общества. Концепция Г. о. вырабатывалась социальной философией 17-18 вв. в связи с критикой общественных отношений и политических структур феодализма в эпоху становления социальных связей буржуазного типа. Мыслители этой эпохи считали, что человечество в ходе своего развития переходит от естественного состояния к гражданскому, в котором преодолеваются неупорядоченные отношения и произвол путем установления законов, регулирующих поведение людей. Всеобщий интерес и всеобщая воля концентрируются в государстве, возникающем на основе «общественного договора». Концепция общественного договора была направлена против теологического истолкования общественной жизни и феодальных политических теорий законности абсолютной монархии. Она утверждала, что законы гражданской жизни должны основываться на естественных правах человека, вытекающих из его природы. В философско-исторической концепции Г. Гегеля государство понимается как божественная идея, воплотившаяся в историческом мире. Базисом государства являются семья и Г. о. Государство имманентная цель семьи и Г. о., оно выражает всеобщий общественный интерес, тогда как семья и Г. о.сфера частных и особенных интересов. Миссия государства состоит в охране семьи и руководстве Г. о. Правительство своей политикой призвано упорядочить всю экономическую и социальную жизнь, снять противоречие между семьями и между сословиями, между индивидом и обществом. Структура Г. о., по Гегелю, выражается в трех сословиях: 1) земледельцы (природное сословие), 2) ремесленники, промышленники и торговцы (рефлектирующее сословие) и 3) чиновничество и военные (всеобщее сословие). Последнее сословие и олицетворяет собою всеобщий интерес, осуществляемый государством. Провозглашенная в ходе Великой французской революции Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) отрицает сословные различия людей и подлинным субъектом Г. о. объявляет самостоятельную, автономную личность человека, которому государство должно гарантировать его «естественные и неотъемлемые права», в первую очередь равенство, свободу, безопасность и собственность. Г. о. тем самым понимается как социальное пространство деятельности независимых, наделенных равными правами, а значит, и равными возможностями индивидов. Требование обеспечения со стороны государства «прав человека» как политических гарантий его личного существования в Г. о. (несмотря на ограниченную буржуазную форму, поскольку здесь вообще не стоит вопрос об экономическом и социальном равенстве) прочно вошло в фонд общечеловеческих ценностей и не потеряло своей значимости до наших дней. К. Маркс подверг детальному анализу концепцию «прав человека» и показал несостоятельность разделения понятий человек и гражданин, вскрыл буржуазную сущность декларированных прав: «Ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 401-402). Гуманистическая направленность марксовой теории революционного преобразования общества состоит в необходимости преодоления экономического и социального отчуждения человека, в преодолении всеобщего эгоизма и создании свободных ассоциаций производителей, в которых «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Там же. Т. 4. С. 447). Политический опыт истории XX в. свидетельствует, что взаимоотношения государства и Г. о. могут принимать деформированный характер, когда возникают политические структуры тоталитарного типа. Тоталитарные режимы стремятся ко всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни, ведут к нарушению демократических свобод и прав человека, имеют тенденцию ко все возрастающей бюрократизации. Государство стремится подчинить себе все общество, а это ведет к стагнации общественной жизни. Практический опыт строительства Советского государства показал, что и социализм не избавлен от тенденции к относительной самостоятельности государства. Сложившаяся в нашей стране государственная административно-командная система управления делами общества обнаружила неэффективность своего воздействия на экономический и социальный прогресс, не всегда и не в полной мере выражает интересы и чаяния всего народа и отдельных социальных групп, ведет к гражданской апатии людей. Развернувшаяся перестройка предполагает широкую демократизацию всех сторон жизни общества, смещение акцента в сторону развития гражданских начал. Демократизация политической системы заключается в построении правового государства, в котором обеспечивается верховенство закона во всех областях общественной жизни, связанность законом самого государства и его органов, строгое соблюдение свободы личности, защита ее прав, интересов, чести и достоинства. Этот процесс направлен на раскрепощение социальных сил общества, активности и инициативы людей. Перестройка провозглашает также демократизацию экономики, утверждение многообразия форм социалистической собственности. Это будет способствовать расширению сферы хозяйственной деятельности граждан, пробуждению инициативы, смекалки, хозяйственного риска и деловитости. Именно в Г. о. концентрируется творческий потенциал социальности. Общественные связи и общественные интересы получают свое оформление и выражение в различных общественных движениях, объединениях, творческих союзах. В них выдвигаются новые идеи, проекты, планы, которые проходят проверку коллективным разумом и опробование действием, получают в конце концов ясный и определенный вид и могут затем стать руководящими принципами деятельности государства.
Источник: Социологический справочник
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
Общество, характеризующееся сферой спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан. Оно защищено от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти. Понятие “О. г.” является ключевым для осмысления всего комплекса отношений современного общества и современного государства для их разграничения. Оно также ассоциируется с демократическим обществом, в котором существует многопартийная парламентская система, свобода личности, многообразие форм собственности, правовое государство.
О. г. – результат исторического развития социальности, оно раскрывает возможность присвоения личностью всей совокупности общественных отношений и является системой удовлетворения человеком жизненных потребностей и интересов. Таким образом, понятие О. г. в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.
Основные функции О. г.: социально-регенерирующая (воспроизводство и воспитание), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей.
Принципы жизни О. г. – индивидуализация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты О. г. – неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.
В XVIII в. А. Фергюсон определял О. г. как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Однако он также использовал это понятие как политический термин, противопоставляя западный тип государственного управления восточному деспотизму. При этом данный термин имел и экономический смысл, поскольку “цивилизация” противопоставлялась таким обществам, в которых не было частной собственности (варварские государства)
В работах Г. Гегеля О. г. – это система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. В О. г. реализуются интересы личности и основных сословий. По К. Марксу, О. г. выступает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. К. Маркс и Ф. Энгельс в “Немецкой идеологии” утверждают, что “гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории”. Все изменения в базисе и надстройке надо искать в развитии структуры О. г.
В ХХ в. А. Грамши высказывал утверждения, что между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область О. г., а именно – социальная жизнь, которая выступает в качестве области согласия гражданского и индивидуального. Формулировка А. Грамши сыграла важную роль в развитии современного марксистского анализа идеологии и власти.
Показателем зрелости О. г. является наличие собственной структуры. Основными элементами структуры О. г. выступают: персонифицированные отношения собственности, делающие из подданного государства гражданина; общественные объединения и организации граждан, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов (они строятся на принципах самоуправления, самодеятельности и добровольности, причем самоуправление – сущностная характеристика гражданских отношений внутри подобных объединений, раскрывающая степень их свободы и альтернативности); механизмы и формы общественного и муниципального самоуправления; не ангажированные государством средства массовой информации и коммуникации; социальный договор как основной регулятор гражданской жизни; развитая частноправовая сфера общества (“частное право” и “частная жизнь”) Историческим прообразом О. г. был античный полис, сменившийся в Средневековье вольным городом-коммуной и средневековым цехом.
В Новое время возникает и функционирует сословно-классовая форма существования О. г., сменяющаяся со временем всеобщей формой, объединяющей несколько национальных обществ в региональное гражданское сообщество.
О. г. в современной России является чрезвычайно сложной теоретической и практической проблемой. В содержание понятия “О. г.” включаются семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения классов и слоев, частные формы общения людей, т.е. все то, что неподконтрольно государству.
Отечественные авторы высказывают порой прямо противоположные суждения относительно возможности формирования О. г. в нашейстране. Одни утверждают, что О. г. в России нет и не было в течение всей ее истории. Другие признают какие-то его элементы, но считают их “квазигражданскими”. Третьи уверены в том, что О. г. в России существовало и продолжает существовать сегодня.
Для первых двух позиций присуще сравнение российского общества с моделью О. г. на Западе, что позволяет им сделать вывод о наличии в России некоторых элементов гражданского общества в виде предпринимательской деятельности, неформальных организаций и т.п. Однако эти организации еще слабы и не способны охватить все общество. И хотя в России имеются возможности построения О. г., они весьма невелики, поскольку, во-первых, общество находится в глубоком экономическом кризисе; во-вторых, существует аномия; в-третьих, государство неспособно справиться с негативными процессами, препятствующими формированию О. г.
По мнению авторов данной позиции, Россия будет развиваться не в сторону западной модели О. г. с его индивидуализмом, конкуренцией и приоритетом частной собственности, а скорее в сторону системы общинного типа, что более соответствует русскому национальному менталитету и традиционным ценностям национальной культуры. Модернизация же России будет осуществляться в интересах большинства людей. Таким образом, можно сделать вывод об особом пути становления О. г. в России, поскольку его построение по модели западных стран нереально.
Современное состояние российского общества таково, что для становления О. г. необходимо формировать многие его элементы в процессе реформирования прежних институтов и создания новых. Нынешние профсоюзы, как выразители и защитники интересов трудовых слоев общества, оказались не готовыми к выполнению своей миссии.
Перед давлением бюрократического аппарата чиновников предпринимательские объединения проявили свою неэффективность в проведении рыночной экономической политики с социальной ориентацией на рост благосостояния всего общества. Они оказались не готовыми осуществлять линию взаимодействия интересов труда и капитала как условия интеграции общества на основе личных и общественных интересов. Государство же не сумело занять позицию арбитра в трудовых и производственных конфликтах, в соперничестве групповых интересов, как это было в высокоразвитых странах Запада.
Экономической основой О. г. должна быть плюралистическая экономика, выражающая интересы большинства граждан страны. В социальной сфере необходима продуманная тактика преодоления чрезмерного расслоения общества на богатых и бедных. В духовной жизни общества акцент должен быть сделан на развитие национально-культурных ценностей при заимствовании зарубежного опыта в сфере образования, культуры и науки.
О. г. становится итогом цивилизационного развития плюралистических форм политической и духовной жизни при уважении прав и свобод человека, демократических процедур решения противоречий и социальных конфликтов. Отсутствие толерантности в обществе при наличии ксенофобии (проявление ненависти к чужакам) питают в современной России очаги социальных и национальных конфликтов, угрожающих территориальной и государственной целостности нашей страны.
Развитие О. г. протекает противоречиво и болезненно по целому ряду исторических, социокультурных условий и факторов. Освобождение от негативного наследия прошлого и сохранение преемственности в культурном наследии обеспечит формирование новой личности гражданина, способной к созидательной деятельности в О. г.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.