sin)hrioHHrrae в иудаизме, христианстве и исламе, к-рым обозначается сознательное неповиновение велениям Божьей воли. В более широком значении Г. — любое моральное зло или несовпадение чьего-либо поведения с опред. моральным законом. Представление о Г. свойственно всем религиям. Иудаизм, христианство и ислам объясняют присутствие зла в мире т.н. первородным грехом. Первый человек Адам злоупотребил своей свободной волей, вознамерившись съесть запретный плод с древа познания, в рез-те чего человечество было наказано смертностью, трудом и страданием. Рим. католич. теология отличает первородный грех от того, что называется действительным (актуальным) грехом, — порочных действий, совершенных в мысли, слове или поступках. Г. могут быть простительными и смертными: простительный Г. оставляет душе благодать Божью, в то время как смертный Г. подразумевает сознательное и намеренное неповиновение Божьей воле, а потому должен приводить к погибели души. Если такой Г. не исповедан священнику и не сопровождался полным раскаянием, то грешник неизбежно попадет в ад. По традиции, семью смертными Г. считаются гордыня, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и леность. Обрядами, с помощью к-рых можно освободиться от Г. я покаяться в них, являются крещение, исповедь, а также периоды воздержания и покаяния, такие, как Йом Киппур и Великий пост.
Грех
Грех
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Грех
Гріх. Sin. В религии – религиогема изначальной вины всех людей перед богом, за проступок, совершенный их библейскими прародителями Адамом и Евой. Представления о Г. направлены на интерпретацию действий, мыслей и слов, несогласованных с религиозными предписаниями и потому противоречащих “воле божией”. Г. – знак права на применение власти представителями клира в отношении членов их приходов, потому что Г. фактически означает неповиновение жрецу (Ф. Ницше), а не богу. Иными словами, действия, слова и мысли, интерпретируемые как греховные, предполагают религиозные санкции – “кару божию”, исполняемую жрецом (в виде, например, моральных санкций, как то: обещания пребывания в раю или в аду после смерти, принятия покаяния (исповеди), наказания стыдом (пристыжением) или страхом (устрашением) перед богом, отпущения грехов, отлучения от церкви и т. д.), а также применение физических санкций (побивание камнями в мусульманстве, суды инквизиции и пр.). Наличие санкций фактически конституирует религиозную мораль и дает основание говорить о собственно моральной функции религии. Именно приписывание моральной ценности религиозной вере, которая в идеале должна быть свободной от Г. перед богом, служит оправданием социальной необходимости религии и ее догматов как особого рода культурных ценностей. Иными словами, представления о Г. выполняют функцию контроля повседневного поведения верующих как представителей определенной конфессии, а через это и социального контроля, которое всегда стояло на службе у светской власти, которая, в свою очередь, часто сама брала на себя право на исполнение “кары божией”. См. также Культура вины.