ГРИЛИ Эндрю Морэн

Найдено 1 определение
ГРИЛИ Эндрю Морэн
(р. 1928) - американский исследователь религии, католический священник, профессор Чикагского университета. Из семьи иммигрантов-ирландцев, окончил католическую семинарию в Чикаго (1950). В 1954-1964 гг. был священнослужителем в чикагских католических приходах. Одновременно Г. изучал социологию в Чикагском университете, где в 1962 г. защитил докторскую диссертацию на тему о влиянии религиозности выпускников средних учебных заведений на их жизненные планы и трудоустройство. Преподавал социологию и социальные науки в университетах штата Аризона (1979-1991) и Чикаго (в 1963-1972 гг. и после 1991 г.), с 1965 г. - член Национального центра изучения общественного мнения при Чикагском университете. В 1966 г. был президентом Американского католического социологического общества. Научная деятельность Г. в целом может быть отнесена к религиозной социологии. Религию он всегда рассматривал как духовное явление, связанное с динамикой общественных процессов, но не имеющее прямой социальной детерминации. Назначение социологического подхода к религии Г. видел в применении его результатов для более эффективного пастырского служения. Среди его исследовательских интересов наиболее заметна тематика католицизма в США («Католический опыт: интерпретация социологом истории американского католицизма», 1967; «Католический священник в Соединенных Штатах: социологическое исследование», 1972; «Американский католик: социальный портрет», 1977; «Молодая католическая семья», 1980; «Приход, священник и прихожане», 1981; «Католический миф: поведение и верования американских католиков», 1990). Большое внимание Г. уделял внутреннему положению в Римско-католической церкви и ее взаимоотношениям с современным обществом («Великие таинства: внутренние и внешние испытания католической веры», 2003; «Католическая революция: новое вино, старые мехи и Второй Ватиканский собор», 2004). Он неоднократно обращался к состоянию и социальным перспективам религиозного и светского образования американской католической молодежи («Религия и карьера: изучение выпускников колледжей», 1963; «Образование среди американских католиков». 1966). Постоянной темой исследований Г. также является общая религиозная ситуация в США, в том числе уровень религиозности населения, состояние организаций религиозных, роль религиозного фактора в социальном поведении верующих («Во что мы веруем? Положение религии в Америке», .1968; «Деноминациональное общество: социологический подход к религии в Америке », 1972; «Кризис в церкви: изучение религии в Америке», 1979; «Религиозные изменения в Америке», 1989; «Правда о консервативных христианах: как они думают и как они веруют», 2006). Ряд трудов Г. посвящен социологической характеристике восприятия религии современным общественным сознанием, влиянию секуляризации и массовой культуры на это восприятие («Несекулярный человек: устойчивость религии», 1972; «Секулярная теория религии», 1982; «Мифы о религии», 1989; «Бог в поп-культуре», 1988; «Секс: католический опыт», 1995; «Религия в Европе на исходе второго тысячелетия », 2003). Обобщающие взгляды Г. на задачи социологии в отношении религии изложены им в сборнике работ разных лет «Социология и религия» (1995). Органичными дополнениями к научным занятиям стали литературная, публицистическая и общественная деятельность Г. Он известен как автор многочисленных художественных произведений (романов, повестей, эссе), ведущий постоянных газетных рубрик на темы взаимоотношения религии с государством и обществом, участник радио и телевизионных программ о религиозной жизни. Значительную поддержку с его стороны получил ряд благотворительных организаций (в 1986 г. он на свои средства учредил «Католический школьный фонд» для помощи учащимся из бедных семей) и образовательных программ (лекционная программа «Церковь и общество» при семинарии Святой Марии в штате Иллинойс и др.). В 1950-1960-е годы Г. занимался преимущественно изучением перемен в религиозной сфере американского общества в связи с процессами этнической ассимиляции иммигрантов, урбанизации, развития плюрализма религиозного. В частности, он признал тезис Херберга об американском образе жизни как «плавильном тигле», из которого вышла общность протестантов, католиков и иудаистов, усвоивших единую систему социальных ценностей. Однако собственные наблюдения привели Г. к выводу, что общие социально-экономические стандарты, достигнутые представителями различных этнических групп в США, не упраздняют значения религиозных различий. Совместный бизнес и толерантное повседневное общение не отменяют, к примеру, конфессионально мотивированной замкнутости брачных отношений внутри религиозно однородной среды. Не менее важной для Г. была и тема корректности распространенных со времен Вебера представлений о более низкой, по сравнению с протестантами, образовательной, научной и деловой активности католиков. Авторитетным подтверждением данного представления считалось сравнительное исследование протестантской и католической общин в Детройте, проведенное Ленски в 1950-х годах. В противовес этому Г., опираясь на данные опросов Национального центра изучения общественного мнения, показал, что в отношении к образованию, карьерному планированию, перспективным видам деятельности и материальному достатку католики в США не уступают ни протестантам, ни иудаистам. В отличие от Ленски, который изучал только ограниченную выборку иммигрантов и их потомков в Детройте. Г. пользовался более репрезентативными материалами общеамериканских опросов. Проведенный им анализ показал, что « тезис Вебера» об особой роли протестантской этики в социальной мотивации не имеет универсальной применимости. По мнению Г., нельзя однозначно объяснять акты социального поведения верующих (голосование на выборах, деловую активность и пр.) из их религиозной принадлежности. То, что Ленски считал религиозно мотивированным, на самом деле может определяться комплексом факторов светского характера - влиянием секулярной культуры, этническими традициями, местом жительства. В то же время Г. оспаривал популярный в 1960-1980-е годы тезис социологии религии об упадке религии в современном обществе. Обобщая различные социологические данные о динамике практик религиозных с 1940 по 1985 г., он установил, что общий уровень религиозности в США, при периодических колебаниях, в целом существенно не изменялся. Если, например, на рубеже 1960-х и 1970-х годов было зафиксировано резкое снижение (на одну треть) числа практикующих верующих среди католиков, то среди протестантов в те же годы подобного не происходило, а в 1980-е годы количество посещений мессы и совершаемых обрядов религиозных католиками вновь увеличилось. Аналогичная динамика спадов и роста при сохранении среднего уровня обнаружилась и у большинства других конфессий. Причем на нее не оказывали сильного влияния даже неудачные решения руководства каких-либо религиозных организаций. Г. объяснял это положение тем, что в религиозности последователей теистических религий самыми существенными являются устойчивые представления о Боге. Эти представления носят внедоктринальный характер, в них символически запечатлены личные ожидания и надежды людей. Образ Бога, наполненный персональными значениями, становится главным регулятором повседневной жизни верующего. Конкретные формы социального поведения соотносятся с выбором последователями разных конфессий тех или иных необходимых им образов Бога (Отец, Хозяин, Супруг, Судья, Друг, Царь и пр.). Отсюда следует разнообразие мотивов и реакций, но при этом все они основаны именно на религиозном выборе.

Источник: Социология религии. Словарь.