Группа малая
ГРУППА МАЛАЯ
(контактная) - группа людей, имеющих непосредственные контакты.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Малая группа
это социальная группа, включающая от 2–3 до 20–25 человек, предполагающая непосредственное межличностное взаимодействие членов в возможность эффективного группового контроля.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Малая группа
простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения.
Источник: Краткий словарь по социологии
Группа малая
это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от группы большого размера.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
ГРУППА МАЛАЯ
англ. group, small/elementary; нем. Kleingruppe. Относительно устойчивая, небольшая по численности соц. группа, члены к-рой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т. п.), что и приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Малая группа
совокупность индивидов, вступающих в прямые, непосредственные взаимодействия, обладающая следующими свойствами: (1) постоянство (регулярность) совместного пространственно-временну го бытия; (2) осознание своего членства в группе (самоидентификация); (3) признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения (идентификация).
Группа малая
малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком группы малой является принадлежность к социальным группам, видовым непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие).
ГРУППА МАЛАЯ
малочисленная по составу социальная группа, члены к-рой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с др., что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Характерными чертами Г.м. являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость; 3) длительность существования; 4) общность групповых норм и ценностей. Родовым признаком Г.м. является принадлежность к социальным группам, видовым - непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Г.м. играет важную роль в воспитании личности, ее социализации. Г.м. явл. относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны, они отражают в себе те общественные отношения, в к-рые они органически включены и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с др. - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ГРУППА МАЛАЯ
малочисленная по составу соц. группа, члены к-рой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком Г.м. является принадлежность к со группам, видовым - непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами Г.м. являются семья, производственная бригада, школьный класс, научн. воинский и др. первичные коллективы, коллективы космич., арктич. и антарктич. станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер Г.м. - два чел., максимальный - неск десятков человек. По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является Г.м. из 5-7 чел. Виды Г.м.: формальная, неформальная, первичная. Г.м. - непосредственное соц. окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе "личность - об-во". Человек осознает свою принадлежность к об-ву и свои обществ. интересы через принадлежность к определенным соц. группам и организациям, посредством к-рых он участвует в жизни всего об-ва. Г.м. играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, к-рые существуют в данном об-ве как целостной системе. Г.м. являются относительно самостоятельными субъектами обществ. отношений. С одной стороны, они отражают в себе те обществ. отношения, в к-рые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологич. отношений. Обе системы отношений - объективных (обществ.) и субъективных (психологич.) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, что придает Г.м. особое качество, отличающее ее от др. соц. групп. Принцип образования Г.м., природа и функционирование зависят от соц. структуры об-ва, отражают происходящие в нем процессы. Тем не менее Г.м. не является "зеркальным отражением" об-ва. Механизм влияния об-ва на природу Г.м. сложен и многократно опосредствован. См. также Теория малых групп. Лит.: Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология. М., 1972; Вачеишвили А.Ш. Методические вопросы исследования малых социальных групп. Тбилиси, 1978; Десев Л. Психология малых групп. М., 1979; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982. Г.С. Антипина.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Малая группа
социальная группа, члены которой находятся в непосредственном межличностном взаимодействии. Количественный состав М. г. не превышает нескольких десятков человек. Совокупность М. г., функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества, является социальной микросредой, непосредственно воздействующей на формирование и развитие личности. Впервые к систематическому исследованию М. г. обратился в начале XX ст. американский социолог Ч. Кули. Дальнейшие исследования М. г. развивались в рамках влиятельных направлений западной социологии и социальной психологии (микросоциология, интеракционизм, теория поля К. Левина). В этих исследованиях был открыт ряд феноменов группового сознания и взаимодействия: эффект присутствия группы него влияние на индивидуальную деятельность, групповое давление и конформизм, соцнометрическая и ролевая структура группы, динамика внутригруппового взаимодействия и формирования сплоченности М. г. и т. д. В советской социологии и социальной психологии М. г. изучается с позиций деятельностного подхода, согласно которому формирование и развитие М. г. определяются особенностями групповой деятельности в конкретных социальных условиях. М. г. может находиться на разных уровнях развития от диффузной группы (случайно собранная группа лиц, не имеющих общих целей) до сплоченного коллектива, характеризующегося высоким уровнем развития коллективности, единством целей, ценностных ориентации и передовых убеждений. М. г. можно классифицировать по следующим критериям: по способу организации внешнеорганизованные и самоорганизующиеся, формально фиксированные и неформальные группы; по основным сферам функционирования производственные, учебные, семейные, дружеские и т. д.; по сроку функционирования кратковременные и постоянные; по составу-элементарные, нечленимые (не более 7-10 членов) и составные (до 40-50 членов), состоящие из нескольких элементарных групп; по социально-психологическим критериям выделяются типы М. г. с различными уровнями сплоченности, различной внутригрупповой атмосферой (демократическая, авторитарная, стихийная) и т. д. Структура М. г. определяется спецификой групповой деятельности, от которой зависит распределение в группе ролей, информационных потоков, межличностных отношений. Различают формальную и неформальную, статическую и динамическую, внутреннюю и внешнюю структуры М. г. Последняя обусловлена связями и отношениями М. г. с внешней социальной средой и является, по сути, структурой видов деятельности группы. Чем более развита эта структура, тем шире общественные связи М. г., тем больше предпосылок для включения ее членов в активную социальную деятельность. Эффективность этой деятельности зависит от степени идентификации личности с группой, т. е. от степени совпадения индивидуальных и общих для группы целей, социальных установок и ценностных ориентации. Социальный механизм внутригрупповой идентификации основан на нормативно-ценностной регуляции поведения членов группы. Выполнение или невыполнение ими определенных групповых требований влечет соответствующие поощрения или санкции. Социально-психологическим механизмом идентификации выступают средства и способы общения: увлечение, внушение, убеждение, подражание и активное, сознательное принятие воздействия группы. Важным аспектом социологического исследования М. г. является анализ опосредующей функции социальной микросреды в процессе взаимодействия личности и общества. Эта функция связана с трансформацией требований общества, больших социальных групп в конкретные образцы поведения. На протяжении всей жизни индивида происходят последовательные изменения в его ближайшем социальном окружении Первоначально семья, а затем первичные учебные и трудовые коллективы оказывают существенное воздействие на положение личности в обществе.
Источник: Социологический справочник