в самом широком смысле, множество индивидов, связанных определенными отношениями. В английской философии (Т. Гоббс) и политэкономии 17 в. Г.О. - люди, связанные общими интересами. Как полагает А.И. Донцов, слово "группа" попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского языка как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких "фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает".
Вплоть до 20 в. в социальных науках Г.О. понималась как образование когнитивной природы. В определениях подчеркивались свойства, выделенные по когнитивному критерию. Одни в качестве существенных атрибутов указывали общность интересов и ценностей, другие - наличие общих прав и обязанностей, третьи - осознание членами группы своей принадлежности или границ, четвертые - признание группы внешними наблюдателями. В любом случае Г.О. мыслилась как дискретное, длительно существующее и признаваемое объединение индивидов. В теориях социальной идентичности и социальной категоризации (1970-е) минимальная группа порождается фактом признания несколькими индивидами своего членства в ней, т.е. принятием общего имени (расы, этноса, пола, профессии или условного ярлыка). Подобное понимание созвучно идеям социальной структуры как множества пересекающихся дискретных групп разного размера и природы.
Другой подход был намечен в начале 20 в. в работах символических интеракционистов (Дж. Мид - , Г. Кули - ), которые определяли Г.О. как множество взаимодействующих индивидов. Процессы взаимодействия приводят к возникновению особых качеств, несводимых к индивидуальным свойствам. Это понимание стало доминирующим для исследователей, изучавших поведение малых групп в парадигме групповой динамики. Различия между когнитивистским и интеракционистским пониманием Г.О. отражено в различении условных и реальных групп, социальной структуры и социальной организации. В реальных группах независимо от их размера всегда можно проследить сеть прямых или опосредованных взаимодействий ( Сеть социальная). Различают также первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные группы.
Формирование и распад, свойства, структура и поведение реальных Г.О. лучше изучены на формальных и неформальных малых группах. Группы возникают спонтанно или под влиянием внешних сил для достижения определенных целей. Приверженность группе рассматривается как наиболее базовый процесс, основанный на сравнении затрат и пользы от вхождения в группу. В возникающей группе начинают действовать силы, обеспечивающие единство взглядов и поведения. Эти процессы получили название солидарности или групповой сплоченности и формализованы Л. Фестингером, С. Шахтером и К. Бэком как сумма межиндивидуальной привлекательности, измеряемой обычно с помощью социометрии . Подобный редукционизм породил тавтологические теории внутригрупповых процессов. Для разрешения теоретических противоречий в теориях социальной идентичности и самокатегоризации было введено различение между личностной и групповой привлекательностью. Последняя понималась в терминах прототипичности и референтности. Другая трактовка сил сплочения связана с представлением о процессах социального влияния, главным образом, конформности, создающей единство взглядов, норм и поведения.
Наряду с тенденцией к единообразию и гомогенности, в Г.О. действуют процессы, создающие и поддерживающие неравенство и асимметрию отношений. Неравенство положения индивидов в Г.О. обозначают общим термином "групповая структура". Она включает распределение ролей и статусов, а также процессы лидерства . Роли - это индивидуальные предписания, касающиеся желательного и нежелательного поведения. Роли формируются спонтанным или предписанным распределением задач, могут быть очевидными и неочевидными, социальными (генерализованными, надгрупповыми) и межиндивидуальными. Ролевые ожидания позволяют делать поведение взаимно предсказуемым, их исполнение настолько облегчает индивидуальные действия, что роли используются людьми для самоидентификации и могут полностью заслонять индивидуальный вклад в поведение. Статус определяется как положение индивида в группе, связанное с правами и обязанностями. По сравнению с ролями статусы более устойчивы и генерализуемы; они наделяют членов группы разными свободами и возможностями инициализации новых действий. Согласно теории приобретения статусов, они формируются в процессах социального сравнения. Объясняя различия в результатах поведения, менее успешные индивиды приходят к выводу о различиях в способностях или других атрибутах, связанных с индивидуальной привлекательностью, и приписывают более успешным членам группы более высокий статус. В случае отсутствия информации, времени или когнитивных ресурсов индивиды автоматически используют ожидания, связанные с установившимися социальными иерархиями, и наделяют более высоким статусом тех членов группы, кто в силу возраста, пола, опыта, профессиональной или национальной принадлежности, ассоциируется с более высоким статусом.
С.В. Сивуха