humanistic psychology), одна из психолог, школ, представители к-рой выступают против рассмотрения человека в кач-ве объекта исследований и манипуляций. Г.п. делает акцент на сотрудничестве, сопереживании и взаимоуважении между психологом и пациентом. Филос. корни Г.п. восходят к экзистенциализму и далее к Руссо. Ключевыми понятиями для большинства психологовгуманистов являются собственное я и самореализация, если следовать шотл. психиатру Рональду Дэвиду Лэнгу (1927—90) и амер. психотерапевту Роджерсу. В Г.п. не существует ярко выраженного множества доктрин или единого терапевт, подхода. Техн. приемы заимствуются из многочисл. традиций и включают упражнения по развитию телесного осознания и снятию напряженности, а также самораскрытие и ролевую игру, как в психолог, драме и при групповой терапии. Г.п. отдает должное психотерапии, но имеет ограниченные возможности ее использования и бросает вызов экспериментальному подходу академической психологии, т.к. исходит из др. предпосылок.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Гуманистическая психология
современное направление зарубежной, главным образом американской, психологии. Возникло в начале 50-х гг. XX в. как реакция на позитивизм, бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Начало гуманистической психологии положили работы Ш. Бюлер (1893). Современные ее представители – А. Маслоу, К. Роджерс и др.; кгуманистической психологии примыкает концепция Г. Оллпорта. Философские позиции гуманистической психологии неоднородны. Тенденции к экзистенциализму и феноменологии сочетаются с антропологическим материализмом, натуралистическим подходом к личности. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже становясь объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. В центре интересов гуманистической психологии – проблемы личности, ее развития, активности, креативности и автономности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора, ответственности и стремления человека к высшим ценностям. В противоположность психоанализу подчеркивается роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека. Значительное место в теориях гуманистичекой психологии занимает учение о зрелой, самоактуализирующейся, «полностью функционирующей» личности, основной характеристикой которой выступает гуманистическая направленность, стремление к справедливости, красоте, истине. Преобразуясь в мотивы поведения, эти высшие ценности, согласно взглядам представителей гуманистической психологии, становятся условием актуализации личностного потенциала человека.
Источник: Словарь справочник по социальной работе