ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гумбольдт Вильгельм
немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма. На рубеже XVIII-XIX вв. осуществил реформу прусской системы образования, самым значительным результатом которой стало открытие в 1810 г. Берлинского университета. Создатель «идеальной модели университета» индустриальной эпохи. Высказал мысль, что наука неразрывно связана с высшим образованием и должна развиваться в стенах университета.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ
22.06.1767 – 8.04.1835), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Геттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гете и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык – сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия – это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу – философию языка. Основной принцип его философии языка – признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что «язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли». Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и «народного духа», национального самосознания, потому что «национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком». Национальная природа языка – это то идеальное, что находится «в умах и душах людей». Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: «язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык». Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой – языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». Гумбольдт считал, что язык хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, он имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка – постоянна, ее проявление разнообразно. «Язык является формой и, ничем больше, кроме формы». Форма обладает тремя свойствами: а) форма языка – постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли; б) форма языка проявляется в том, что язык – это не агрегат слов, а система; в) форма языка – единство двух формальных планов – материального и идеального: внутренней и внешней формы. Внешняя форма – материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма – организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: «На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их». Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых).

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Вильгельм фон Гумбольдт о романских языках

Черняк Александр Борисович
В работе предлагается лингвистический комментарий к известному эссе В. ф. Гумбольдта о романских языках, в основном почерпнутый из работ Э. Косериу. Некоторые места перевода при сверке с немецким текстом были исправлены.
Читать PDF

Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет

Фурман Манфред
Translated from German
Читать PDF

Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм

Ростиславлева Наталья Васильевна
В статье на основе анализа биографических данных и сфер общественной и научной деятельности братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт рассматривается вопрос о сопоставимости научных результатов ученых.
Читать PDF

Место Вильгельма фон Гумбольдта в истории возникновения историзма

Феллер Виктор Валентинович
Сравнительная антропология В. фон Гумбольдта стала важной составляющей процесса формирования принципа немецкого историзма. Параллельно с Ф.
Читать PDF

Идейные наставники Ф. И. Буслаева: Вильгельм фон Гумбольдт (часть i)

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
В статье рассматриваются рецепции философских, антропологических, культурологических, исторических аспектов теории языкознания великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта в творчестве выдающегося русского ученого Федора И
Читать PDF

Идейные наставники Ф. И. Буслаева: Вильгельм фон Гумбольдт (часть II)

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
В статье рассматриваются рецепции философских, антропологических, культурологических, исторических аспектов теории языкознания великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта в творчестве выдающегося русского ученого Федора И
Читать PDF

Гуманистическая концепция вильгельма фон Гумбольдта: к 250-летию со дня рождения

Южанинова Елена Владимировна
Статья посвящена 250 годовщине со дня рождения выдающегося представителя немецкого филологического неогуманизма, государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.
Читать PDF

Философско-теоретические идеи Вильгельма фон Гумбольдта в создании Берлинского университета

Панченко В.А.
В данной статье исследуется созданная Гумбольдтом «модель немецкого классического университета», которая представляет собой одно из важных направлений в образовании.
Читать PDF

Вильгельм фон Гумбольдт. Внутренняя форма языка как отражение самобытности этнической культуры

Панченко Варвара Антоновна
Автор рассматривает идеи В. Гумбольдта о внутренней форме языка, под которой он понимает особенности миропонимания той или иной нации.
Читать PDF

Плавильный тигль Вильгельма Гумбольдта и внутренняя форма слова Густава шпета в контексте проблемы т

Зинченко Владимир Петрович
Автор локализует «место» творческого акта в виртуальном плавильном тигле. В нем плавятся внутренние формы слова, образа и действия.