1838-1909) - польско-австр. социолог и юрист, представитель дарвинизма социального (см.). Предметом социологии считал соц. группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними - главным фактором соц. жизни. Основа соц. процессов в целом, по Г., - в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей. Соч.: Социология и политика. М., 1895; Основы социологии. СПб., 1899; Социологические очерки. Одесса, 1899. А.Б. Гофман
ГУМПЛОВИЧ Людвиг
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ГУМПЛОВИЧ Людвиг
(1838-1909) – польско-австр. социолог, представитель социологического реализма. В своих работах «Основы социологии» (1899), «Социологические очерки» (1899) Г. рассматривал историю как «естественный процесс», а социальные законы - как разновидность законов природы. Предметом социологии, по Г., является исследование социальных групп и их взаимодействий. Г. трактовал социальную группу как надиндивидуальную реальность, определяющую поведение индивида. Для взаимодействия между группами характерна постоянная борьба, определяющая социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами, в результате которой возникает государство, сменяется борьбой между государствами и внутри них. В качестве основной причины социальных конфликтов Г. выделяет экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Гумплович, Людвиг
1838-1909) - польско-австрийский социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии. Гумпловичу как ученому был свойственен глубокий пессимизм в связи с тем, что, с его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, а социальные законы ни отменить, ни изменить нельзя, так как они суть форма правления законов природы. Основные работы Гумпловича: "Раса и государство", "Расовая борьба", "Основы социологии". Опираясь на учение Ч.Дарвина, Гумплович считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Гумплович за 20 лет до У.Самнера ввел понятие "этноцентризм", означающий мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место не только среди современных народов, но и по отношению ко всем народам исторического прошлого.
Источник: История западной социологии: биографический справочник
ГУМПЛОВИЧ Людвиг
(09.03.1838, Краков— 19.08.1909, Грац) — польско-австр. социолог и правовед, проф. ун-та в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Г., социология — филос. основа всех социальных наук. Несмотря на отрицательное отношение к биологическим аналогиям, присущим органицизму, он объяснял социальные явления с позиций натурализма, рассматривая человеческую историю как «естественный процесс», а социальные законы — как простую разновидность законов природы. Отсюда фатализм и фетишизация исторической необходимости в концепциях Г. Предмет социологии, по Г.,— исследование социальных групп и их взаимоотношений; этим она отличается от философии истории, исследующей все человечество. Будучи приверженцем социол. реализма, он трактовал социальную группу как надындивидуальную реальность, целиком и полностью определяющую поведение индивидов. Взаимоотношения между группами Г. характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определяющую социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (т. е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в рез-те крой возникает гос-во, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между гос-вами, с др.— внутри гос-в: между группами, классами, сословиями, политическими партиями.
Осн. причинами социальных конфликтов Г. объявлял экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей, интерпретируя социальные явления в духе вульгарного материализма. В то же время человеческие расы он трактовал гл. обр. как социокультурное, а не биологическое явление. В работе «Расовая борьба» (1883) он ввел понятие «этноцентризм», впоследствии разрабатывавшееся Самнером и вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Кроме того, позитивное значение работ Г. связано с его вниманием к роли социальных групп и межгрупповых конфликтов в становлении и развитии различ. социальных ин-тов. Однако вульгаризованная трактовка роли конфликта как осн. и универсального фактора социального развития, а также натурализм и вульгарный материализм, присущие концепциям Г., отвергаются в большинстве совр. социол. теорий. А. Б. Гофман
Осн. причинами социальных конфликтов Г. объявлял экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей, интерпретируя социальные явления в духе вульгарного материализма. В то же время человеческие расы он трактовал гл. обр. как социокультурное, а не биологическое явление. В работе «Расовая борьба» (1883) он ввел понятие «этноцентризм», впоследствии разрабатывавшееся Самнером и вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Кроме того, позитивное значение работ Г. связано с его вниманием к роли социальных групп и межгрупповых конфликтов в становлении и развитии различ. социальных ин-тов. Однако вульгаризованная трактовка роли конфликта как осн. и универсального фактора социального развития, а также натурализм и вульгарный материализм, присущие концепциям Г., отвергаются в большинстве совр. социол. теорий. А. Б. Гофман
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowich) Людвиг
1838-1909) - польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории "социального конфликта", "этноцентризма", оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения: "Раса и государство" (1875), "Расовая борьба" (1883) и др. Г. весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права, политэкономии, определив специфический характер ее объекта и предмета исследования. Подчеркнув, что для истории и других гуманитарных наук предметом являются те или иные действия личности, события, Г. обосновывает, что "предмет социологии составляет система движений социальных групп, повинующихся столь же вечным, неизменным законам, как солнце и планеты". Предметом социологии, по Г., являются закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникающих из взаимодействия человеческих групп и общностей. "Отыскать во всех этих столь различных процессах социального развития социальные законы, действующие в них и управляющие ими, - писал Г., - великая и отнюдь не легкая задача социологии". Г. первым в социологии не только сформулировал ее общие и специфические законы, но и создал их классификацию. Исходя из той методологической посылки, что субстратом социологического закона является социальная группа, человеческий род, и чертами социологического закона, как и природных явлений, являются однообразие, повторяемость, он характеризует такие специфические законы: правильность развития, периодичность, сложность, взаимодействие разнообразного, всеобщая целесообразность, тождество сил, тождество процессов, параллелизм.
Общество развивается, по Г., строго закономерно, под действием социальных законов. Его движущей силой является стремление социальных групп к самосохранению и постоянному повышению своих благополучий. Это стремление в свою очередь "приводит к стремлению властвовать над другими социальными группами и их порабощению, - которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть над другими социальными группами". Вся история человеческого развития - сплошная борьба социальных групп. Борьба между ордами (т.е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри rocударств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Особенно много внимания уделил Г. борьбе рас в книге "Расовая борьба". Но понятие "раса" он определял социальными признаками, а не биологическими. Поэтому по существу речь шла о борьбе классов.
Г. является автором теории "этноцентризма", которая также обосновывается им прежде всего в книге "Расовая борьба". Он утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им "всеобщий высший закон" - закон самосохранения, Г. доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т.п. В настоящее время термин "этноцентризм" применяется в социологии и социальной психологии. Г. - автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства. По Г., объективные закономерные действия социальных групп ведут к созданию государства. Первое действие здесь состоит в порабощении одной орды другой, одного племени другим, одной социальной группы другой, в организации господства над порабощенными, для чего создаются соответствующие учреждения. "Каждое государство является совокупностью учреждений, имеющих целью господство одних над другими, и именно меньшинства над большинством. Поэтому государство есть организация господства меньшинства над большинством". Таким же путем, по Г., происходило и образование наций. По его мнению нации образовались не путем собственного роста племени, народности, а путем порабощения многих племен более могучими, иногда объединенными племенами. Поэтому в государственной форме объединения людей, как правило, есть несколько народностей, наций. Внеся достойный вклад в развитие социологии, Г. стремился возвысить социологию над всеми гуманитарными науками. Он считал, что она есть основа всех социальных наук: "...как наука о человеческом обществе и о социальных законах социология представляет, очевидно, фундамент всех наук, занимающихся отдельными частями человеческого общества, отдельными направлениями человеческой деятельности, наконец, отдельными проявлениями общественной жизни".
Г.П. Давидюк
Общество развивается, по Г., строго закономерно, под действием социальных законов. Его движущей силой является стремление социальных групп к самосохранению и постоянному повышению своих благополучий. Это стремление в свою очередь "приводит к стремлению властвовать над другими социальными группами и их порабощению, - которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть над другими социальными группами". Вся история человеческого развития - сплошная борьба социальных групп. Борьба между ордами (т.е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри rocударств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Особенно много внимания уделил Г. борьбе рас в книге "Расовая борьба". Но понятие "раса" он определял социальными признаками, а не биологическими. Поэтому по существу речь шла о борьбе классов.
Г. является автором теории "этноцентризма", которая также обосновывается им прежде всего в книге "Расовая борьба". Он утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им "всеобщий высший закон" - закон самосохранения, Г. доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т.п. В настоящее время термин "этноцентризм" применяется в социологии и социальной психологии. Г. - автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства. По Г., объективные закономерные действия социальных групп ведут к созданию государства. Первое действие здесь состоит в порабощении одной орды другой, одного племени другим, одной социальной группы другой, в организации господства над порабощенными, для чего создаются соответствующие учреждения. "Каждое государство является совокупностью учреждений, имеющих целью господство одних над другими, и именно меньшинства над большинством. Поэтому государство есть организация господства меньшинства над большинством". Таким же путем, по Г., происходило и образование наций. По его мнению нации образовались не путем собственного роста племени, народности, а путем порабощения многих племен более могучими, иногда объединенными племенами. Поэтому в государственной форме объединения людей, как правило, есть несколько народностей, наций. Внеся достойный вклад в развитие социологии, Г. стремился возвысить социологию над всеми гуманитарными науками. Он считал, что она есть основа всех социальных наук: "...как наука о человеческом обществе и о социальных законах социология представляет, очевидно, фундамент всех наук, занимающихся отдельными частями человеческого общества, отдельными направлениями человеческой деятельности, наконец, отдельными проявлениями общественной жизни".
Г.П. Давидюк
Источник: Социология: энциклопедия