(02.11.1894, Новороссийск — 10.12.1965, Париж) — франц. социолог и философ. Вначале преподавал в Томском и Петроградском ун-тах, в 1920 г. эмигрировал, затем работал в ун-тах Праги, Бордо и Страсбурга, а с 1948 г. возглавлял кафедру социологии в Сорбонне. Г. был основателем и руководителем Центра социол. исследований (с 1946) и Лаборатории социологии познания и морали во Франции, Международной ассоциации социологов франкоязычных стран, журнала «Cahiers internationaux de sociologie» (с 1946). Его труды посвящены гл. обр. проблемам истории философии и социологии, общей теории и методологии социол. знания, социологии морали, права, познания. Теоретико-социол. воззрения Г. сформировались в рез-те критического анализа и стремления к интеграции самых различ. направлений филос.-социол. мысли: теорий нем. классической философии, Маркса, Прудона, школы Дюркгейма, М. Вебера и др. В своих работах Г. подверг резкой критике формализм и эмпиризм совр. ему академической социологии, противопоставив ей социологию, основанную на диалектике, истолкованной в духе релятивизма. В кач-ве метатеоретического основания социологии он провозгласил «диалектический гиперэмпиризм», или «эмпирико- реалистическую диалектику».
В методологическом плане эта ориентация означает отказ от к.-л. заранее принятой филос. позиции, в онтологическом плане — интерпретацию человеческого опыта как бесконечно разнообразного и непрерывно обновляющегося в своей основе. Согласно Г., социология вместе с исторической наукой призвана осуществлять интеграцию различ. наук о человеке. В отличие от большинства частных социальных наук, пользующихся систематизирующим и аналитическим методами, а также истории и этнографии, применяющих индивидуализирующий метод, социология использует метод «качественной и дискретной типологии». Предмет социологии, по Г.,— «целостные социальные явления» (понятие, заимствованное у Мосса), исследуемые на всех уровнях и во всех аспектах, как структурных, так и бесструктурных. Выступая против интерпретации об-ва как совокупности неподвижных структур и ин-тов, Г. доказывал, что социальная реальность обладает «вулканическим» элементом, явл. рез-том коллективного творчества и волевых усилий. Ее «вертикальный срез» представляет собой подвижную иерархию «глубинных уровней» (от эколого-демографической основы до «коллективных умонастроений и психических актов»).
В своем «горизонтальном» членении социальная реальность делится на три группы типов: 1) микросоциальные типы (изучаемые микросоциологией); 2) типы частных социальных групп; 3) типы социальных классов и глобальных об-в (изучаемые макросоциологией).
При этом Г. подчеркивал преобладающее значение глобальных об-в в сравнении с микросоциальными типами. Г. обращал внимание на опасность технобюрократических тенденций в обществ, развитии и отмечал необходимость социальной революции в капиталистических странах. Он участвовал в движении за мир и в деятельности обгва «Франция—СССР». Альтернативой капитализму и технобю- рократии Г. считал «плюралистский коллективизм», основанный на самоуправлении народа. Для концепций Г. характерны сочетание призывов к конкретности и историзму, с одной стороны, и увлечение абстрактными формально- теоретическими конструкциями — с др. Его теории оказали опред. влияние на становление леворадик. социологии, развитие теоретической социологии во Франции (Баландье, Турен), социологии права и социологии познания. А. Б. Гофман