Heidegger, Martin) (1889—1976), нем. философ, ученик Гуссерля (феноменология), один из основоположников экзистенциализма. В своей гл. работе Бытие и время (1927) X. предпринял попытку вернуть философию к первостепенно важному, по его мнению, вопросу: что такое бытие? X. никогда не утверждал, что способен ответить на этот вопрос, но тем не менее разработал новую систему филос. понятий, в к-рой традиц. метафизика и эпистемология уступили место анализу осн. х-к человеческого существования (бытие в мире). Нек-рые полагают, что филос. достижения X. перечеркнуты его связями с нацизмом.
ХАЙДЕГГЕР МАРТИН
Хайдеггер Мартин
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ХАЙДЕГГЕР Мартин
HEIDEGGER, Martin) (1889-1976) Немецкий философ; в своей работе «Бытие и время» (Heidegger, 1927) подверг критике абстрактные теории человеческого бытия за их пренебрежение конкретным, действительным, повседневным миром. Разработанный им взгляд на природу этого обыденного социального мира оказал впоследствии влияние на социологию жизненного мира или повседневной жизни. Хайдеггер разработал философскую методологию анализа текстов, способствовавшую появлению современной техники деконструкции. Его анализ технологического общества (1954) представлял собой важную консервативную критику капитализма, однако связь Хайдеггера с фашизмом повредила его репутации. См. также: Онтология; Постструктурализм; Социология повседневной жизни; Структурация; Феноменологическая социология; Фуко. Лит.: Dreyfus (1991)
Источник: Социологический словарь
ХАЙДЕГГЕР МАРТИН
Heidegger, Martin) (1889-1976) - немецкий философ и ведущий разработчик феноменологии и экзистенциализма. Его философия повлияла на современную социологическую теорию в ряде направлений. Особенно важна концепция отличия человека — Dasein — "аналитическое человеческое существо" и связанная с ней концепция времени. Человека отличает способность понять себя, хотя и не быть хозяином своего происхождения. Он в состоянии предпринимать "подлинные" действия, то есть не анонимные, обезличенные объективированные способы бытия, отвергающие его отличительные свойства. В "Бытии и времени" (1929) Хайдеггер определяет "подлинное "Я" как потенциальную способность к действию, ориентацию на будущее (грядущее), которое предполагает и возможность, и необходимость выбора. Базисное различие, проводимое Хайдеггером между оптическим (бытием или "реальными" вещами) и онтологическим (подлинным "бытием"), также имеет большое значение для языка. По Хайдеггеру, "окончательное signified (означаемое)", к которому относятся все "signifiers" (значения), является "трансцендентальным signified (означаемым)": Бытием. Если в своих ранних работах Хайдеггер полагал, что Бытие могло бы быть адресованным, позже он изменил свое мнение, считая все значения открыто законченными. Эту особенность языка Хайдеггер называет "методикой стирания", подчеркивая как необходимость слова, так и его неопределенность. По мнению Хайдеггера, традиционные формулировки западной философии, которая принимала "присутствие" и основание трансцендентального эго или предмета, стали ненадежными. Хайдеггер вызывал дискуссии главным образом из-за своей ассоциации с фашизмом, что, однако, не препятствовало разнообразному применению его идей — особенно Сартром, Лаканом иДерридой (см. также Деконструкция; Постмодерн и постмодернизм). Его творчество также оказало влияние на социальную феноменологию Шюца и толкование понятия "время" Энтони Гидденсом в рамках структурационной теории.
Источник: Большой толковый социологический словарь