ХАРАКТЕРНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРОДУКТЫ

Найдено 1 определение
ХАРАКТЕРНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРОДУКТЫ
туристские продукты, расходы на приобретение которых составляют: значительную долю туристских расходов посетителей, и/или значительную долю от общей реализации туристских продуктов на рынке. Последний критерий означает, что при отсутствии туристского спроса, Х.т .п . либо будут предлагаться на рынке в значительно меньших объѐмах, либо просто перестанут производиться. В состав Х.т .п . включаются, во-первых, только потребительские товары и услуги, и, во-вторых, потребительские товары и услуги, непосредственно приобретаемые (потребляемые) посетителями, когда между продавцом туристского продукта и его потребителем не имеется посредника. При условии соблюдения сформулированных выше критериев в состав Х.т .п . могут включаться потребительские товары длительного пользования (напр., транспортные средства), приобретаемые посетителями во время совершения туристской поездки. Из состава Х.т .п . исключаются: туристские капитальные товары (напр., объекты недвижимости); туристские товары, непосредственно не приобретаемые у продавца (напр., через оптовую торговую сеть); коллективные нерыночные туристские услуги (напр., услуги по содержанию национальных парков, обеспечению безопасности на курортах и т.п .) .
Термин Х.т.п . является одним из базовых в статистике туризма, поскольку он используется при построении сателлитного счѐта туризма и на его основе формулируется понятие характерных туристских видов деятельности. Х.т .п . подразделяются на две категории. В первую категорию входят т.н . универсальные Х.т .п ., перечень которых является единым для всех стран. В статистике туризма перечень универсальных Х.т .п . применяется в целях обеспечения междунар. сопоставимости. Ко второй категории относятся специфичные Х.т.п.
Перечень таких туристских продуктов формируется в соответствии со страновой спецификой при условии соблюдения обозначенных междунар. критериев отнесения потребительских товаров и услуг к Х.т.п. На уровне разделов междунар. классификации осн. продуктов (КОП) выделяются 10 категорий универсальных Х.т.п.: услуги средств размещения для временного проживания; услуги пр-тий общественного питания; услуги ж. -д. пассажирского транспорта; услуги автомобильного пассажирского транспорта; услуги морского и внутреннего водного пассажирского транспорта; услуги воздушного пассажирского транспорта; услуги по сдаче в аренду пассажирских транспортных средств; услуги по организации и обслуживанию туристских поездок; услуги по организации культурного досуга; услуги в области спорта и организации развлечений. Перечисленные категории включаются в классификационные группировки Х.т .п . с изменением объѐмов понятий. Напр., в услуги автомобильного пассажирского не включаются услуги гор. и пригородного общественного пассажирского транспорта.
В услуги пр-тий общественного питания не включаются услуги столовых при пр-тиях и орг-циях и т.д. В разряд специфичных Х.т .п включаются туристские товары и услуги, состав которых определяется в соответствии со страновой спецификой. Концепция Х.т .п . возникла относительно недавно. В рекомендациях по статистике туризма 1993 классификация туристских продуктов вообще отсутствовала. Разработанная тогда стандартная междунар. классификация туристских видов деятельности не была основана на идеологии Х.т.п.
Впервые увязка характерных туристских видов деятельности с Х.т .п . осуществлена в одобренном Статистической комиссией ООН в 2000 документе «Сателлитный счѐт туризма»: рекомендуемая методологическая основа. В этом документе туристские продукты подразделялись на характерные, сопутствующие, специфические и неспецифические. Гл. итогом стало формирование предварительного перечня Х.т .п . При этом критерии отнесения товаров и услуг к Х.т .п . не были чѐтко сформулированы, а множества сопутствующих и специфических туристских продуктов взаимно пересекались.
Совр. концепция Х.т .п . была определена с выходом междунар. рекомендаций по статистике туризма 2008, разработанных Всемирной туристской орг-цией и Статистической комиссией ООН. В этом документе приводится подробный перечень универсальных и специфичных Х.т .п . Действующий в настоящее время перечень Х.т.п. гармонизирован с междунар. классификацией осн. продуктов (КОП) с учѐтом междунар. классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Перечень содержит подклассов КОП ред.2, включая 96 наименований универсальных Х.т .п . и 74 наименования специфичных туристских продуктов, рекомендуемых к включению в категорию Х.т.п . в зависимости от национальных особенностей туристского потребления.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика