ХАРИЗМА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Харизма
особая способность индивида оказывать влияние на массы или повелевать ими.

Источник: Глоссарий по социологии

Харизма
свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их сверхчеловеческие способности.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Харизма
власть или влияние, основанные на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, "святости".

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Харизма
исключительные личные качества определенного человека, способные превратить группу людей в его последователей.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Харизма
(от греч. charisma – божественный дар). 1. Одаренность людей быть лидером и иметь своих последователей. 2. Авторитет, основанный на исключительных качествах личности – мудрости, героизме, "святости".

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Харизма
(от греч. charisma - подарок), наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности; тип власти, основанный на силе личных качеств и стиля руководителя.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ХАРИЗМА
от греч. han"sma - божественный дар) - англ. charisma; нем. Charisma. 1. Дар, исключительная одаренность. 2. В религиозном сознании - мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателей из массы верующих.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Харизма
(от греч. charisma – божественный дар). Харизма. Charisma. В теологии – “дар божий”. Согласно М. Веберу (Max Weber) – черты лидера, вызывающие преклонение перед ним и веру в его безграничные возможности. Приписывание харизматических черт – одно из заданий имиджмейкерства.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ХАРИЗМА
милость, божественный дар, уникальная особенность человека, привлекающая к нему других людей. По другим определениям: авторитет, внутренняя привлекательность человека, его “естественное” превосходство над другими, вызывающее стремление почитать, подчиняться, подражать. Классические носители харизмы в истории – Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ХАРИЗМА
греч. harisma - божественный дар, благодать) - в католической теологии X. означает исключительный духовный дар, ниспосылаемый Богом к.-л. ради блага Церкви (пророческий дар святых, "непогрешимость" папы и др.). В социологию термин введен Э. Трельчем и анализировался М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Соц.-психологич. анализ харизматического лидерства был продолжен в последующих социологич. исследованиях, в частности в рамках психоаналитич. ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями. Существенную роль сыграли в этом плане также исследователи тоталитарных режимов. С.А. Эфиров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ХАРИЗМА
CHARISMA) Теологический термин, означающий «дар божий». Понятие харизматического авторитета занимало важное место в рамках веберовского анализа господства. Противопоставляемая Вебером легально-рациональному авторитету харизма означает авторитет, которым наделяют лидера его последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из экстраординарных личных дарований. Со смертью лидера его последователи либо рассеиваются, либо превращают харизматические убеждения и практики в традиционные («харизма службы») или легальные социальные установления. Поскольку харизматический авторитет имеет нестабильный и временный характер, он трансформируется в постоянные институты в процессе «рутинизации» харизмы. См. также: Рационализация. Лит.: Weber (1946); Lindholm (1993)

Источник: Социологический словарь

Харизма
Божий дар, Благодать) — особое духовное свойство (пророческий дар и т. п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей. В социологии этот термин использовался М. Ве-бером для анализа одного из трех типов легитимного господства — харизматического. Он основан на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной связи вождя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы правового и институционального порядка и вводить новые нормативные правила. Харизматическое лидерство несет с собой значительный динамический и даже революционный потенциал, но обычно кратковременно и по Веберу, достаточно быстро происходят «рутинизация харизмы» и возврат к традиционной либо легальнорациональной форме господства.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Харизма
от гр. charisma - оказанная милость, благодать, божественный дар) - в католической теологии - исключительно духовное свойство, ниспосланное Богом кому-либо ради блага церкви, в социальном менеджменте - особый характер властных взаимоотношений лидера и массы, доверяющей и поддерживающей его. Термин впервые использован в социальном менеджменте Э. Трельчем (1865-1923) при описании интегрирующей функции христианства в жизни общества. В дальнейшем понятие «харизма» получило развитие в трудах М. Вебера, выведшего его за рамки религии и трактовавшего его как качество предмета, института, лица, благодаря которому они преодолевают устоявшийся порядок и обретают в силу этого ценность исключительности. Харизма лидера становится основой легитимности его власти, это «внутреннее призвание» руководить людьми, своеобразный личный дар. В дальнейшем Т. Парсонс стремился увязать вебе- ровскую трактовку харизмы с разработкой структуры социального действия. Более поздние социальные технологии трактуют харизму не столько как личностные качества лидера, сколько как его связь с массами, которыми можно управлять через СМИ, формируя свой имидж. Выделяют также псевдохаризматический (нет определенной миссии, но умеет подать себя и собрать сторонников), квазихаризматический (верит в свою миссию, но сторонников мало), институционально-харизматический (пользуется признанием как представитель института, наделенного харизмой) типы лидеров [90, 105].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ХАРИЗМА
(греч. harisma — божественный дар, благодать) — в католической теологии исключительное духовное свойство, ниспосылаемое богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, непогрешимость папы и др.). В социологию термин введен Трельчем и анализировался М. Beбером в его концепции идеальных типов господства. Социально-психологический анализ харизматического лидерства был продолжен в рамках психоаналитической ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями.
Существенную роль сыграли в этом плане также исследования различ. тоталитарных диктатур. Харизматическое господство основано на исключительных кач-вах, приписываемых лидеру. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию», открывающим новые, невиданные горизонты. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистический характер, предполагают полную «самоотдачу», слепую веру, бездумное следование за харизматическим лидером. Эти взаимоотношения характеризуются большим напряжением: требуются непрерывные «свершения», «подвиги», «энтузиазм», «героизм». Сам вождь находится над правовым и институциональным порядком. Социально-психологическая ситуация, связанная с искренней верой в X., постепенно превращается в чистую форму; харизматическое лидерство в истинном, а не формальном значении чаще всего не может продолжаться долго. Однако его внешние атрибуты могут сохраняться длительное время, маскируя иную форму господства — безлично-бюрократическую.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ХАРИЗМА
греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество Х. традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими силами.
Термин Х. был впервые употреблен в социологических концепциях Трельча и М. Вебера , у которого Х. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполагает авторитет харизматического лидера, постоянно вынужденного заботиться о своей Х. В организациях, построенных по принципу Х., уход лидера практически всегда сопровождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко даже выделяются в особый разряд социальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и референтных социальных групп традиционно относят к первым), т.к. их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру).
Представление о Х. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям. В ранней христианской традиции Х. - содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям ("дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т.д.). После конституирования церковных организаций учение о Х. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христианского вероучения: постулировалось, что человек как существо греховное склонен ко злу и без наделения Х. для него нет и быть не может спасения и блаженства. Считалось, что Х. дается верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Утверждалось, что духовенство наделено особой благодатью - священством, которым может быть наделен истинно верующий. Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на "клир" и "мирян": сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом. Светские идеологии религиозного типа (культы личности, партии, класса, народа и т.п.) заимствовали представления о Х.: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т.д. (По Г. Гегелю, существующий порядок вещей может быть опровергнут "всемирно-историческими индивидуумами", И. Кант осуждал Х. человека как противоречащую религиозной морали, Ф. Ницше полагал регулярное появление в мире людей - носителей Х. - абсолютно необходимым для человечества.)
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

ХАРИЗМА
благодать в виде выдающихся дарований, по убеждению верующих, явленная из сверхъестественной инстанции. В христианстве теологическое объяснение X. связывает ее с библейским событием в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы: излиянием от Святого Духа на апостолов девяти даров - мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, разноязычия, истолкования языков (1 Кор. 12:8-10). Признание за кем-либо сверхобычных способностей, имеющих сакральную природу, существует и в других религиях, преимущественно - на уровне обыденного сознания религиозного, хотя может присутствовать и как элемент вероучения. Считается, что X. может поддерживаться постоянными практиками религиозными (особыми молитвами и обрядами религиозными), при участии группы религиозной либо непосредственным восприятием. В религиозной среде обладатель X. (харизматик) воспринимается как носитель дара общезначимых способностей, имеющих сверхъестественное происхождение. Поэтому обычно он выступает в качестве духовного лидера, а также наделяется авторитетом в социальной жизни своих приверженцев (см. Харизматическое лидерство религиозное). Это обстоятельство дало основание использовать понятие X. в социологическом дискурсе. Наиболее авторитетная социологическая трактовка X. принадлежит Веберу. В труде «Хозяйство и общество» он выделил харизматическое господство как один из типов легитимного господства (т. е. такого, которое признано управляемыми индивидами) наряду с легальным (бюрократическим) и традиционным типами господства. Харизматическому господству соответствует аффективная мотивация социальных действий. Общая основа всех его проявлений заключена в периодически активизирующейся потребности людей в обращении к чему-либо сверхобычному. Данная потребность связывается прежде всего с особыми отношениями, возникающими в условиях социальной нестабильности и кризиса традиционных устоев. При этом типе господства X. имеет персональное воплощение в светских и/или духовных лидерах. Она может передаваться путем коллективно признанных процедур преемственности, посредством специальной магической (см. Магия) операции или ритуала религиозного. Таким образом, личная X. становится наследственной. Социальная институционализация превращает экстраординарные способности в элемент повседневного общественного устройства, вследствие чего происходит так называемая рутинизация X. М. Вебер указывает на разные способы обладания X. в религиозной сфере, среди которых наиболее отчетливо различаются оппозиционные друг другу - священнический (X. принимается извне через ритуал) и пророческий (X. пребывает как внутреннее состояние). Авторитет обладателя X. обусловлен не социальной традицией и привычкой к послушанию, а эмоциональным воздействием на людей от силы дара харизматика. Поэтому он должен постоянно поддерживать у окружающих веру в присутствие у него X. - производить чудесные деяния, вступать в контакт со сверхъестественным источником своего дара, убеждать сомневающихся и бороться с критиками. В большинстве социологических интерпретаций (Джонсон, Уилсон, Уоллис и др.) X. объясняется как некое внерациональное, чувственно-эмоциональное созвучие лидера и религиозной группы, свободное от официальных условностей и формализованного общения. Отмечается, что это восприятие часто основано не столько на реальных способностях харизматика, сколько на связываемых с ним ожиданиях. Такое понимание X. позволило применить данное понятие при анализе новых религиозных движений {Бромли, Роббинс и др.) и иных неинституциализированных форм религиозной жизни общества.

Источник: Социология религии. Словарь.

ХАРИЗМА
(от др.-греч. χάρισμα — милость, дар) — внешние черты, особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении (определение из современного словаря Л.П. Крысина). В словаре Н.Г. Комлева также упоминается: высокая одаренность, личная притягательность. Приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности. Это наделенность (по мнению определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера — политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество харизмы традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо “потусторонними”, мистическими силами. Обычно под харизмой понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей. В социологию термин ввел Эрнст Трельч. Понятие харизматического авторитета занимало большое значение в рамках анализа немецким социологом М. Вебером идеальных типов государств. По его классическому определению, харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям”. Согласно другой точке зрения, харизма — это не врожденное или магическое качество личности, а результат особого невербального поведения, которому можно научиться. Причиной, по которой харизма считается врожденным качеством, может быть то, что харизматичное поведение, как правило, проявляется и закрепляется на ранних этапах жизни, становясь инстинктивным. Феномен харизмы имеет место в малых и особенно больших группах, где наблюдается персонификация идеалов в процессе сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исторических условиях, когда формируется соответствующая социально-психологическая потребность. Качества харизматического лидера, действующего на религиозной или политической арене, иногда мистифицируются. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, избавителем, полубогом, осуществляющим “великую миссию”, ему приписывают все успехи его сторонников. Даже явные неудачи оборачиваются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы или происки врагов, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость).
Среди известных истории религиозных харизматических личностей — Иисус Христос, Будда и Мухаммед. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это знаменитые государственные и военные деятели, такие как Чингисхан или Наполеон. В XX в. такими деятелями можно считать Гитлера, Муссолини, Рузвельта, Черчилля, Ленина, Сталина, Троцкого, Махатму Ганди, Мустафу Кемаля Ататюрка и Мартина Лютера Кинга. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник. Обиходное выражение “У него есть харизма” означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Шестак О.И. Социология: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002; Социологический справочник / Под ред. В.И. Воловича. К.: Политиздат Украины, 1990.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
285.36 кб

Харизма как составная часть трансформационного лидерства

Гениндоржиева Димид Батоболотовна
Статья посвящена рассмотрению харизматических концепций, в которых особое место занимает трансформационное лидерство, описывающее процессы совместного изменения и приобретения новых навыков лидера и его последователей, а также фен
Читать PDF
363.05 кб

Политическая харизма: обзор зарубежных концепций

Фреик Наталия Викторовна
Читать PDF
696.95 кб

Харизма – операционализация и измерение

Марк Генри Шапиро
В статье описываются операциональное определение и индикаторы измерения харизмы, предложенные Ф.Н. Ильясовым.
Читать PDF
221.68 кб

Религиозная харизма с раси заколдовывающей точки зрения социальных наук: Рец. На кн. : Charles lindh

Штырков Сергей Анатольевич
Сборник является попыткой аргументированно ввести в научный оборот веберовский термин «харизма» (в значении «изначальная» харизма) применительно к изучению религиозной жизни.
Читать PDF
788.09 кб

Харизма, как средство достижения успеха

Захарова Е. А., Коваль М. В.
Читать PDF
576.17 кб

Харизма и власть: место интуиции в теории устойчивости социально-экономических систем

Юрьев Владислав Михайлович, Бабаян Вилен Гургенович
По «горячим следам» прошедших выборных компаний в ГД и Президента РФ рассмотрены новые обстоятельства возможных вредных для устойчивости СЭС последствий вмешательства сторонних сил.
Читать PDF
83.04 кб

Харизма личности руководителя как атрибут управления персоналом

Романова Нелли Петровна
Рассматривается харизма личности руководителя в качестве важного атрибута управления. Представлены архетипы управления. Выделены женские управленческие типы
Читать PDF
176.48 кб

Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления

Романова Нелли Петровна
Представлены параметры, определяющие харизму. Рассматривается вопрос: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или приобретенным
Читать PDF
860.83 кб

Харизма: религиозное измерение

Сладнева О. Г.
Цель работы. Проблемой данной работы является анализ воздействия харизматических личностей на общество через призму религии.
Читать PDF
497.15 кб

Феномен харизмы в общественном сознании

Швецова Наталья Анатольевна
Рассматриваются инвариантные признаки проявления харизмы в религиозной и политической формах общественного сознания.
Читать PDF
303.04 кб

Концепция харизмы Макса Вебера

Гениндоржиева Димид Батоболотовна
Статья посвящена анализу феномена харизмы, который получил распространение в гуманитарных науках благодаря работам М. Вебера. Рассмотрены типы господства по Веберу, в особенности харизматический.
Читать PDF
416.77 кб

Понятие и социокультурные факторы харизматического процесса

Черепанова Татьяна Владимировна
Статья посвящена исследованию харизматического лидерства и концептуализации категории «харизматический процесс» в социологической теории как особого типа социального процесса и выявлению его социокультурных детерминант.
Читать PDF
124.99 кб

2006. 04. 012. Маккаллох Э. Иисус Христос, макс Вебер и проблема харизмы. McCulloch A. Jesus Christ

Якимова Е. В.
Читать PDF
393.35 кб

Веберовская концепция харизматической легитимности и современный политический процесс

Беглов Али Измаилович
Читать PDF
497.19 кб

Социальная работа харизматических евангельских церквей по духовнонравственному развитию современного

Онищенко Андрей Григорьевич
В статье рассматриваются аспекты социальной работы в России современных харизматических церквей на примере религиозных организаций Красноярского края.

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • ХАРИЗМА И ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ

    charisma and charismatic authority) — особые личностные качества или способности, требуемые от индивидуума (например, религиозного или политического лидера) и необходимые ему самому, чтобы оказывать влияние на б
  • АВТОРИТЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ

    англ. authority, charismatic; нем. Autoritat, charismatische. Авторитет, возникающий на основе исключительно личных качеств лидера и его способности внушать веру в особый, часто сверхъестественный характер собственной
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    добродетели, превосходящие меру и возможности обычного человеческого естества и являющиеся чистым природным даром. Харизматическая добродетель есть результат совершенного человеком подвига и
  • Харизматическое движение

    charismatic movement), движение за духовное возрождение в рим. католич. и протест, церквах, прежде всего среди пятидесятников. Харизматики верят в возможность сошествия Св. Духа на каждого верующего, подобно
  • ГОСПОДСТВО ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ

    англ. authority, charismatic; нем. Herrschaft, charismatische. По M. Веберу - тип легитимного господства, основанный на авторитете, "силе дара" выдающейся личности (героя, вождя, пророка и т. д.) и на эмоциональной личной пред
  • РУТИНИЗАЦИЯ ХАРИЗМЫ

    routinization of charisma) - см. Легитимный авторитет.
  • ЛИДЕР ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ

    англ. leader, charismatic; нем. Fuhrer, charismatischer. Лидер, влияние к-рого основано на приписываемых ему исключительных характеристиках личности, чертах святости и героичности. См. ХАРИЗМА.
  • ЛЕГИТИМНОСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ

    англ. legitimity, charismatic; нем. Legitimitat, charismatische. По M. Веберу - правомерность господства, основанная на признании выдающихся личностных качеств вождя. См. АВТОРИТЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ, ГОСПОДСТВО ХАРИЗМАТИЧЕС
  • Харизматическая власть

    См. АВТОРИТЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ, ГОСПОДСТВО ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ.
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    авторитетное положение каких-либо индивидов в том или ином объединении религиозном, обусловленное восприятием их со стороны верующих как обладателей благодати {харизмы), имеющей сверхъестествен