HEЛЬСEH Харт
HEЛЬСEH Харт
(р. 1938) -американский исследователь религии, профессор социологии в университете штата Пенсильвания. В 1981 г. избирался президентом Ассоциации социологии религии, был исполнительным секретарем Общества научного изучения религии США (1983- 1987) и редактором нескольких научных журналов по вопросам религии. С ранних лет Н. имел опыт общения с представителями разных конфессий - сам он был из пресвитерианской семьи датского происхождения; детство прошло в провинциальной местности штата Миннесота, где проживали преимущественно лютеране и католики, а также коренное индейское население. В определенной мере это обусловило его последующий интерес как социолога к проблемам меньшинств религиозных и этнорелигиозности. Н. получил естественно-научное образование (по биологии и химии). Окончил Принстонскую теологическую семинарию (1963). В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по социологии о религиозной адаптации мигрантов в условиях большого города. Возглавлял факультет социологии в университете штата Луизиана, в 1984 г. стал деканом Колледжа свободных искусств при Пенсильванском университете. Работая над докторской диссертацией, Н. оспорил распространенный в то время тезис американской социологии религии о склонности сельских переселенцев в больших городах к образованию сект религиозных как способу преодоления испытываемого социокультурного шока от изменившихся условий жизни. Используя данные наблюдений в Южных Аппалачах и районе Детройта, он сделал вывод о преувеличенности шоковой реакции мигрантов и ее влияния на их религиозные настроения. Религиозное сектантство, по его мнению, гораздо больше культивируется именно в зоне сельскохозяйственной периферии, нежели в городах. Кроме того, как считал Н., неправомерно считать религиозную мотивацию среди ведущих причин миграционных процессов в современном развитом обществе. Значительное место в исследованиях Н. занимала тема религиозной жизни так называемых афро-американцев. Н. публикует в соавторстве с рядом специалистов по истории и этнологии пространный историко-социологический очерк «Черная церковь в Америке» (1971). В этом труде рассматривались социальные и расовые аспекты образования христианских «черных церквей» (black churches) в США, их участие в борьбе против сегрегации и за равные с белым населением политические права. Продолжением этого исследования стала другая коллективная работа под руководством Н. - «Черная церковь в 1960-е годы» (1975), посвященная изменениям в религиозности негритянского населения США. На большом документальном материале было показано снижение уровня практик религиозных в этой среде при возраставшей политической активности темнокожих священников. Отмечалось также смещение акцентов в проповеднической деятельности «черной церкви» от собственно религиозных сюжетов к вопросам этнической идентичности. В последующем Н. неоднократно возвращался к этой теме, констатируя нарастание в 1980-1990-е годы индифферентизма религиозного у афро-американцев (unchurched black Americans). Важными задачами социологии религии Н. считал выяснение политических позиций служителей культа религиозного и их влияния на электоральные предпочтения прихожан, анализ роли расовых различий в политической ориентации верующих. Этому была посвящена серия его статей 1980-х годов («Священники и их окружение» 1985 г. и др.). В эти же годы предметом исследовательского внимания Н. становится состояние детской и подростковой религиозности. Основываясь на ряде опросов, проведенных в Миннесоте, Н. сделал вывод об ограниченности родительского влияния на религиозные взгляды детей их младшим возрастом. Вступая в подростковый возраст, молодое поколение начинает все больше ориентироваться в отношении к религии на внесемейные факторы - популярные социальные и гендерные стереотипы, средства массовой информации. В условиях общей секуляризации это зачастую приводит к утрате религиозной преемственности в семьях.
Источник: Социология религии. Словарь.