ХОБХАУС Леонард Трелони

Найдено 1 определение
ХОБХАУС Леонард Трелони
(08.09.1864, станция Айв, близ Лискеда, Англия,—21.06.1929, Аленкон, Франция) — англ. философ, социолог, обществ, деятель, журналист. Преподавал социологию в Лондонском ун-те (1907—1929). При его содействии было открыто отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук, к-рое долгое время было единственным центром социол. мысли в Великобритании. Участвовал в создании национального социол. об-ва (1903). X.— первый издатель центрального социол. журнала страны «Социологическое обозрение». Обладая энциклопедическими знаниями, X. принадлежал к первому поколению энтузиастов новой для того времени науки — социологии. Его концепция социологии сложилась под влиянием дарвинизма социального и филос. эмпиризма (традиция от Ф. Бэкона до Милля и Конта). В отличие от позитивистской программы, X. был противником полного отделения социологии от философии. Он провел исследование источников социологии, в т. ч. и филос, к-рые считал осн. Среди указываемых им источников — политическая, моральная философия, философия истории. Появление социологии X. связывает также с развитием физики, биологии и с общим процессом специализации наук конца 19 — начала 20 в.
Тем не менее X. считал, что первичной характеристикой социологии должна быть эмпиричность методов и мировоззрения в целом (если она хочет дать реалистическое описание человеческого сообщества). При этом он приравнивает контовский позитивный метод к эмпирическому. Однако опыт, по мн. X., нельзя сводить к чувственному опыту, поскольку наравне с ним факты поставляют и эстетический, и правоведческий, и религ. виды опыта. Социол. трактовка обществ, явлений, по X., не сводится к обобщению эмпирических данных, но должна объяснять их и через категории цели и ценности. Эта концепция «гуманизированного позитивизма», объединявшая в себе объективистский принцип свободы от оценочных суждений и принцип ценностно-нормативного понимания, по-разному оценивалась в истории социологии. Имеются как категоричные заявления о старомодности смешивания фактов и ценностей, о неспособности освободиться от филос. морализирования (Р. Флетчер, 1974), так и утверждения о плодотворности подобного синтеза (Ф. Абраме, 1968). Большое место в работах X. занимают проблемы понимания социального развития, роли в нем разума и морали. X. продолжал традицию эволюционной этики конца 19 в. (Эволюционизм, Дарвинизм социальный). Он выступал против идеи детерминированности социальной эволюции исключительно биологическими факторами, против спенсеровского понимания эволюции как автоматического, механистического и неизбежного процесса. По мн. X., социальный прогресс связан не с жестокой борьбой за существование, а с распространением власти разума и моральным совершенствованием, к-рые способствуют гармонизации человеческих ассоциаций. Его идеал самоконтролирующейся гуманизированной рациональности, т. е. разума, управляющего собственным развитием с т. зр. нравственности и ценностей, очень созвучен совр. неоконсерватизму. М. С. Ковалева

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.