лат.) — буквально "человек игрок". Наиболее полная социологическая проработка термина содержится в работе Иоганна Гуизинги ("Homo ludens", 1944). Он утверждает, что игра предшествует культуре в развитии человеческих обществ. Гуизинга предлагает альтернативную модель социального развития, в которой игровые формы мечтательности, иронии и способности вообразить "как будто" интерпретируются с точки зрения поощрения человеческого изменения и развития. В дополнение к спорту и досугу игровые формы анализировались в качестве основы судебных процессов (обвинение и зашита), философии (искусство риторики и софистики) и войны ("потешные" сражения и военные игры). Работа Гуизинги преследовала цель избавить игру от маргинального статуса, который обычно отводился ей в истории идеи. Он добился лишь частичного успеха. Концепция "человек игрок" лишена настоятельности или жестокости других понятий человеческого развития: "человек рабочий", "человек тиран". Тем не менее homo ludens дает один из вариантов альтернативного взгляда на историю и общество. Однако полная реализация его потенциала еще впереди. Ср. Homo faber.