челов. политич., разновидность нормативной, или базовой личности, как совокупности устойчивых личностных черт, среди к-рых доминирует стремление перемещать решение всех жизненных проблем, в т.ч. приватных, в сферу государственно-политических (1). В основе этого стремления лежит представление о том, что гос-во явл. «творцом» всех обществ, отношений (этатизм — франц. etat — гоово) и должно опекать об-во и челов-а (патернализм — лат. patemus — отцовский). Если гос. власть соответствует представлениям и ожиданиям Н.р., то он испытывает перед ней «священный пиетет», если — нет, то он может впасть в неукротимый охлократизм (гр. ochlos, толпа + kratos, власть). Н.р. полагает, что «власть рождает собственность». Для него характерна перераспределительная презумпция: анти-собственнические настроения порождают склонность к постоянному перераспределению гражданского богатства.
Лит: 1) Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М., 1995; 2) Базовая личность/ / Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998; 3) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; 4) Лубский А.В. Какова связь между российской государственностью и русским культурным архетипом? // Культурология в вопросах и ответах. М., 1999; 5) Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. Ростов н/Д, 1999. А.В. Лубский, В.А. Шаповалов