1885-1952) - американский социолог, специалист в области социальной психологии, один из основоположников неофрейдизма. Хорни в 1941 г. создала и возглавила Американский институт психоанализа. Ее теория родилась в полемике с ортодоксальным фрейдизмом. Она полагала, что бессознательные импульсы сообщаются индивиду социальной средой и несут на себе отпечаток определенной культуры. Бессознательные влечения и комплексы в известной мере отвечают общественным потребностям и выполняют приспособительную функцию. Внутриличностные конфликты провоцируются обществом, являясь по существу отражением социальных конфликтов на психологическом уровне. Таким образом последователи Фрейда стремились социологизировать его учение, уйти от гиперсексуализма, от большинства фантастических элементов его системы, привести ее в соответствие с наличными научными данными.
ХОРНИ Карен
Хорни, Карен
Источник: История западной социологии: биографический справочник
ХОРНИ Карен
(1885—1952)амер. специалист в области социальной психологии и социологии, принадлежит к числу основоположников неофрейдизма. Научную деятельность начала в Берлинском психоаналитическом ин-те, где вела исследования в русле классического психоанализа. В 1932 г. эмигрировала в США, в 1941 г. создала и возглавила Американский ин-т психоанализа. Теория X. сформировалась в полемике с ортодоксальным фрейдизмом. При этом она ставила под сомнение один из исходных постулатов Фрейда — тезис о биологической, инстинктивной природе бессознательного. Вероятнее всего, полагает X., что бессознательные импульсы сообщаются индивиду социальной средой и потому несут на себе отпечаток опред. типа культуры. Будучи проводниками конкретных социокультурных тенденций в психике человека, бессознательные влечения и комплексы в известной мере отвечают обществ, потребностям и выполняют приспособительную функцию.
В случае конфликта между этими влечениями психическое здоровье индивида оказывается под угрозой. Внутри- личностные конфликты, по X., провоцируются об-вом, являясь фактически отражением социальных антагонизмов на психологическом уровне. Одна из сквозных проблем в творчестве X.— проблема развития личности. Индивидуальное развитие, по ее мн., может идти двумя путями — нормальным и невротическим. Первый представляет собой реализацию задатков человека; второй сводится к накоплению патологических изменений в характере и заканчивается, как правило, самоотчуждением и деперсонализацией личности. Невроз (или патология характера) исследуется X. в нескольких аспектах, в т. ч. в социол. (как порождение «больного» об-ва), генетическом (как рез-т нарушения межличностных отношений, отношений между родителями и детьми) и «сущностном» (как ложная самореализация личности). Оригинальная концепция самореализации разрабатывается X. в поздних работах.
Изначальное стремление индивида к своему «реальному Я» делает его, с т. зр. X., автономным по отношению к об-ву и дает шанс справиться с травмирующим воздействием культуры. Задача психоанализа, считает X.,— поддерживать в человеке это здоровое стремление.
В случае конфликта между этими влечениями психическое здоровье индивида оказывается под угрозой. Внутри- личностные конфликты, по X., провоцируются об-вом, являясь фактически отражением социальных антагонизмов на психологическом уровне. Одна из сквозных проблем в творчестве X.— проблема развития личности. Индивидуальное развитие, по ее мн., может идти двумя путями — нормальным и невротическим. Первый представляет собой реализацию задатков человека; второй сводится к накоплению патологических изменений в характере и заканчивается, как правило, самоотчуждением и деперсонализацией личности. Невроз (или патология характера) исследуется X. в нескольких аспектах, в т. ч. в социол. (как порождение «больного» об-ва), генетическом (как рез-т нарушения межличностных отношений, отношений между родителями и детьми) и «сущностном» (как ложная самореализация личности). Оригинальная концепция самореализации разрабатывается X. в поздних работах.
Изначальное стремление индивида к своему «реальному Я» делает его, с т. зр. X., автономным по отношению к об-ву и дает шанс справиться с травмирующим воздействием культуры. Задача психоанализа, считает X.,— поддерживать в человеке это здоровое стремление.
ХОРНИ (Horney) Карен
1885-1952) - немецко-американский социальный философ, психоаналитик и психолог; один из основателей и лидеров неофрейдизма. Родилась и получила образование в Германии. Основные работы: "Невротическая личность нашего времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Неврозы и развитие человека" (1950) и др. В 1932 эмигрировала в США.
Стремясь сформулировать "новые пути в психоанализе", Х. подвергла критической переработке ряд базовых положений психоаналитической парадигмы З. Фрейда (теорию либидо, концепцию Эдипова комплекса, учение об инстинктах, концепции бессознательного, неврозов и пр.) и отдельные техники психоаналитической терапии. Как подчеркивала Х., "поскольку многие из многих интерпретаций отличаются от фрейдовских, некоторые читатели могут спросить, надо ли считать мои теории психоанализом. Ответ зависит от того, что принимать за главное в психоанализе. Если понимать под психоанализом все до одной теории, выдвинутые Фрейдом, тогда изложенная мной концепция не есть психоанализ. Если, однако, считать, что основные идеи психоанализа заключаются в определенной системе взглядов относительно роли бессознательных процессов и путей их выражения, а также в определенной форме терапии, с помощью которой эти процессы доводятся до сознания, то тогда моя система есть психоанализ".
Упрекая Фрейда за игнорирование им "культурных факторов", Х. постулировала существенное влияние культуры на бессознательное психическое, социокультурное порождение неврозов и внутриличностных конфликтов, историческую изменчивость неврозов и т.п. По мнению Х., необходимо исследовать не столько "универсальные, общечеловеческие проблемы, сколько вопросы, вызванные к жизни специфическими условиями конкретной культуры". Согласно Х., сущность человека базируется на чувстве беспокойства, формирующемся как результат раздражительности, лицемерия, жестокости взрослых по отношению к ребенку. В итоге чувство "сопринадлежности к мы", по Х., замещается комплексом ощущений "изолированности, беспомощности, одиночества и отчуждения".
Согласно схемам Х., глобальными принципами, направляющими поведение человека в норме и патологии, выступают стремление к безопасности и - одновременно - борьба индивида за осуществление собственных желаний. Результирующими тенеденциями оказываются определенные "стратегии" поведения: 1) "стремление к людям" (поиск привязанности к ним с целью обретения поддержки); 2) "стремление от людей"(отчуждение от социального мира, стремление построить хотя бы и иллюзорный, но самодостаточный и гармоничный мир); 3) "стремление против людей" (сценарии бунта, установка на разрушение внешнего мира как способ обретения гармонии с ним). С точки зрения Х., указанным стратегиям соответствуют "устойчивый", "устраненный" и "деструктивный" типы личности. Проблемное поле творчества Х. включало также психоаналитические трактовки сексуальности, агрессии, влечения к смерти, невротического конфликта и др. В частности, Х. выделила "великие неврозы" нашего времени - наиболее распространенные и значимые формы современных неврозов, к которым, по ее мнению, относятся: 1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); 3) невроз покорности (автоматический конформизм); 4) невроз изоляции (бегство от общества). Главным основанием данных неврозов Х. полагала всевозрастающий разрыв между искусственным стимулированием потребностей и физической невозможностью их полного удовлетворения, характерный для значимой части населения современных западных обществ.
А.А. Грицанов
Стремясь сформулировать "новые пути в психоанализе", Х. подвергла критической переработке ряд базовых положений психоаналитической парадигмы З. Фрейда (теорию либидо, концепцию Эдипова комплекса, учение об инстинктах, концепции бессознательного, неврозов и пр.) и отдельные техники психоаналитической терапии. Как подчеркивала Х., "поскольку многие из многих интерпретаций отличаются от фрейдовских, некоторые читатели могут спросить, надо ли считать мои теории психоанализом. Ответ зависит от того, что принимать за главное в психоанализе. Если понимать под психоанализом все до одной теории, выдвинутые Фрейдом, тогда изложенная мной концепция не есть психоанализ. Если, однако, считать, что основные идеи психоанализа заключаются в определенной системе взглядов относительно роли бессознательных процессов и путей их выражения, а также в определенной форме терапии, с помощью которой эти процессы доводятся до сознания, то тогда моя система есть психоанализ".
Упрекая Фрейда за игнорирование им "культурных факторов", Х. постулировала существенное влияние культуры на бессознательное психическое, социокультурное порождение неврозов и внутриличностных конфликтов, историческую изменчивость неврозов и т.п. По мнению Х., необходимо исследовать не столько "универсальные, общечеловеческие проблемы, сколько вопросы, вызванные к жизни специфическими условиями конкретной культуры". Согласно Х., сущность человека базируется на чувстве беспокойства, формирующемся как результат раздражительности, лицемерия, жестокости взрослых по отношению к ребенку. В итоге чувство "сопринадлежности к мы", по Х., замещается комплексом ощущений "изолированности, беспомощности, одиночества и отчуждения".
Согласно схемам Х., глобальными принципами, направляющими поведение человека в норме и патологии, выступают стремление к безопасности и - одновременно - борьба индивида за осуществление собственных желаний. Результирующими тенеденциями оказываются определенные "стратегии" поведения: 1) "стремление к людям" (поиск привязанности к ним с целью обретения поддержки); 2) "стремление от людей"(отчуждение от социального мира, стремление построить хотя бы и иллюзорный, но самодостаточный и гармоничный мир); 3) "стремление против людей" (сценарии бунта, установка на разрушение внешнего мира как способ обретения гармонии с ним). С точки зрения Х., указанным стратегиям соответствуют "устойчивый", "устраненный" и "деструктивный" типы личности. Проблемное поле творчества Х. включало также психоаналитические трактовки сексуальности, агрессии, влечения к смерти, невротического конфликта и др. В частности, Х. выделила "великие неврозы" нашего времени - наиболее распространенные и значимые формы современных неврозов, к которым, по ее мнению, относятся: 1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); 3) невроз покорности (автоматический конформизм); 4) невроз изоляции (бегство от общества). Главным основанием данных неврозов Х. полагала всевозрастающий разрыв между искусственным стимулированием потребностей и физической невозможностью их полного удовлетворения, характерный для значимой части населения современных западных обществ.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия