ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
Хозяйственно-культурный тип
способ использования природных ресурсов и ведения хозяйства, характерный для данного общества, например, многочисленные варианты земледелия, скотоводства, охоты и собирательства. Этнос может включать группы с одним или разными хозяйственно-культурными типами.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Хозяйственно-культурные типы
исторически сложившиеся комплексы хозяйств и культуры, типичные для народов, различных по происхождению, но живущих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социальноэкономического развития. Хозяйственно-культурные типы (по Б. В. Андрианову, на нач. ХХ в.): 1) охотники, собиратели, рыболовы; 2) хозяйственно-культурные типы с переходными формами хозяйства; 3) мотыжное земледелие и скотоводство; 4) плужное земледелие и скотоводство; 5) трансформированные и хозяйственно-культурные типы нового времени; 6) зоны нового времени (высокоразвитого товарного земледелия и жи19 19 вотноводства, тропического плантационного земледелия, с преобладанием городского промышленного населения).
Источник: География населения. Словарь терминов.
Хозяйственно-культурный тип
(ХКТ) – определённый комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся исторически у этносов, различных по происхождению, но находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Различия между ХКТ в первую очередь касаются основных занятий большинства населения – промыслов, земледелия, скотоводства, ремёсел, а также орудий труда, поселений, жилищ, пищи, утвари, средств передвижения, одежды и др. элементов материальной культуры.
В области духовной культуры различия между ХКТ проявляются, главным образом, в тех обычаях, обрядах и ритуалах, в особенностях верований, культов, фольклора и изобразительного искусства, которые наиболее тесно связаны и ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.
Различия между ХКТ в первую очередь касаются основных занятий большинства населения – промыслов, земледелия, скотоводства, ремёсел, а также орудий труда, поселений, жилищ, пищи, утвари, средств передвижения, одежды и др. элементов материальной культуры.
В области духовной культуры различия между ХКТ проявляются, главным образом, в тех обычаях, обрядах и ритуалах, в особенностях верований, культов, фольклора и изобразительного искусства, которые наиболее тесно связаны и ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
комплексы хозяйства и культуры, сложившиеся вследствие сходных природных условий обитания и общих видов традиционной хозяйственной деятельности у различных народов. Х.-к. т. характеризуют в основном этносы, находящиеся на доиндустриальной стадии развития. Географическое распространение Х.-к. т. имеет зонально-природный характер. При наличии аналогичной историко-географической обстановки одни и те же Х.-к. т. могут возникать самостоятельно у народов, живущих далеко друг от друга и не взаимодействующих непосредственно между собой Различия между Х.-к. т. касаются в первую очередь основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между Х.-к. т. проявляются главным образом в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.
Выделение Х.-к. т. играет определенную роль при историко-этнографическом изучении народов различных ступеней социально-экономического развития, так как сами типы, являясь историческими категориями, не могут не претерпевать с течением времени существенных изменений. Они могут быть настолько глубокими, что на месте одного Х.-к. т. зачастую возникает и развивается у тех же самых народов и в той же естественно-географической среде совершенно другой тип. При капитализме Х.к. т. предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. Во многих развитых странах (например, в Японии, Италии, Швейцарии) Х.-к, т. сельского хозяйства до сих пор накладывают отпечаток на образ жизни большинства народа.
Все Х.-к. т., сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. У современных народов, находящихся на различных уровнях общественно-экономического развития, можно встретить Х.-к. т. всех трех групп. Надо, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или по крайней мере заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков. Для типов первой группы характерно то, что единственным источником существования людей являются дикорастущие растения и дикие животные (включая водных), т.е. готовые «дары природы», которые надо, конечно, добыть и соответствующим образом обработать для употребления в пищу, но не надо искусственно выращивать или выкармливать. Большое место в экономике уже на этой ступени занимает производство в первую очередь орудий охоты, собирательства и рыбной ловли. Пока эти отрасли хозяйства были единственными и ведущими, человечество не могло выйти из рамок первобытнообщинного строя.
Х.-к. т. второй группы — мотыжно-земледельческие и животноводческие — представляют собой, несомненно, значительный шаг вперед по сравнению с типами первой группы. Основным источником существования здесь являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. На базе развитого мотыжного земледелия и животноводства вполне возможна возникновение раннеклассовых отношений, в частности рабовладельческих и феодальных. Ремесло у народов этой группы уже может отделиться от сельского хозяйства и достигнуть довольно высокого уровня развития. К третьей группе Х.-к. т. относятся типы плужных (пашенных) земледельцев. Самая характерная черта их — использование при сельскохозяйственных работах тягловой силы домашних животных. Ремесло, как правило, отделяется от сельского хозяйства; постепенно развивается также сначала мануфактура, а затем и фабрично-заводская промышленность. Главной экономической базой подавляющего большинства классовых обществ Азии, Африки и Европы вплоть до эпохи капитализма было именно плужное земледелие.
Несмотря на разнообразие Х.-к. т. второй и третьей групп, обусловленное их широким географическим распространением и длительным существованием, всем им свойственны и некоторые общие черты. Главная из них заключается в том, что экономической базой всех типов обоих групп является производительное сельское хозяйство, основанное на выращивании культурных растений или на разведении домашних животных, или на том и другом занятии одновременно. Большинство населения у народов рассматриваемых групп занято в сельском хозяйстве; все остальные занятия — различные промыслы, отрасли домашнего производства, ремесла, промышленность и торговля — остаются подсобными. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего докапиталистического периода; только с развитием капитализма в некоторых, наиболее индустриальных странах большинство населения втягивается в промышленность, и Х.-к. т. с земледельческо-животноводческой базой начинают постепенно терять свое ведущее экономическое значение. На территории России в отдельных зонально-природных условиях, у некоторых народов сохраняются Х.-к. т. всех трех групп. К ним относятся: арктические охотники на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земледельцы лесной зоны (наиболее распространенный Х.-к. т.), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и оседлость), горные земледельцы и скотоводы.
Этнические границы обычно не совпадают с границами Х.-к. т.; крупные этносы такие границы делят на части, мелкие — объединяют. Тем не менее можно заметить, что, например, традиционная культура восточных славян и большинства народов индоевропейской семьи связана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских и монголоязычных народов — со скотоводством. Гораздо чаще совпадают границы Х.-к. т. с природно-ландшафтными областями; так, по существу для всех народов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традиционно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т. д.
Выделение Х.-к. т. играет определенную роль при историко-этнографическом изучении народов различных ступеней социально-экономического развития, так как сами типы, являясь историческими категориями, не могут не претерпевать с течением времени существенных изменений. Они могут быть настолько глубокими, что на месте одного Х.-к. т. зачастую возникает и развивается у тех же самых народов и в той же естественно-географической среде совершенно другой тип. При капитализме Х.к. т. предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. Во многих развитых странах (например, в Японии, Италии, Швейцарии) Х.-к, т. сельского хозяйства до сих пор накладывают отпечаток на образ жизни большинства народа.
Все Х.-к. т., сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. У современных народов, находящихся на различных уровнях общественно-экономического развития, можно встретить Х.-к. т. всех трех групп. Надо, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или по крайней мере заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков. Для типов первой группы характерно то, что единственным источником существования людей являются дикорастущие растения и дикие животные (включая водных), т.е. готовые «дары природы», которые надо, конечно, добыть и соответствующим образом обработать для употребления в пищу, но не надо искусственно выращивать или выкармливать. Большое место в экономике уже на этой ступени занимает производство в первую очередь орудий охоты, собирательства и рыбной ловли. Пока эти отрасли хозяйства были единственными и ведущими, человечество не могло выйти из рамок первобытнообщинного строя.
Х.-к. т. второй группы — мотыжно-земледельческие и животноводческие — представляют собой, несомненно, значительный шаг вперед по сравнению с типами первой группы. Основным источником существования здесь являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. На базе развитого мотыжного земледелия и животноводства вполне возможна возникновение раннеклассовых отношений, в частности рабовладельческих и феодальных. Ремесло у народов этой группы уже может отделиться от сельского хозяйства и достигнуть довольно высокого уровня развития. К третьей группе Х.-к. т. относятся типы плужных (пашенных) земледельцев. Самая характерная черта их — использование при сельскохозяйственных работах тягловой силы домашних животных. Ремесло, как правило, отделяется от сельского хозяйства; постепенно развивается также сначала мануфактура, а затем и фабрично-заводская промышленность. Главной экономической базой подавляющего большинства классовых обществ Азии, Африки и Европы вплоть до эпохи капитализма было именно плужное земледелие.
Несмотря на разнообразие Х.-к. т. второй и третьей групп, обусловленное их широким географическим распространением и длительным существованием, всем им свойственны и некоторые общие черты. Главная из них заключается в том, что экономической базой всех типов обоих групп является производительное сельское хозяйство, основанное на выращивании культурных растений или на разведении домашних животных, или на том и другом занятии одновременно. Большинство населения у народов рассматриваемых групп занято в сельском хозяйстве; все остальные занятия — различные промыслы, отрасли домашнего производства, ремесла, промышленность и торговля — остаются подсобными. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего докапиталистического периода; только с развитием капитализма в некоторых, наиболее индустриальных странах большинство населения втягивается в промышленность, и Х.-к. т. с земледельческо-животноводческой базой начинают постепенно терять свое ведущее экономическое значение. На территории России в отдельных зонально-природных условиях, у некоторых народов сохраняются Х.-к. т. всех трех групп. К ним относятся: арктические охотники на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земледельцы лесной зоны (наиболее распространенный Х.-к. т.), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и оседлость), горные земледельцы и скотоводы.
Этнические границы обычно не совпадают с границами Х.-к. т.; крупные этносы такие границы делят на части, мелкие — объединяют. Тем не менее можно заметить, что, например, традиционная культура восточных славян и большинства народов индоевропейской семьи связана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских и монголоязычных народов — со скотоводством. Гораздо чаще совпадают границы Х.-к. т. с природно-ландшафтными областями; так, по существу для всех народов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традиционно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т. д.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
(ХКТ) (англ. - economic-cultural types; нем. - Wirtschaftlich kulturelle Types) - установившееся в советской науке понятие историко- типологических общностей, формирующихся как дивергентно, так и конвергентно на базе нескольких этносов (см.) или их подразделений с традиционно исторически сложившимися комплексами взаимосвязанных особенностей хозяйства и культуры, типичных для этнических групп, различных по происхождению, но обитающих в сходных природных условиях и находящихся примерно на одинаковом уровне социально-экономического развития. В процессе исторического развития человечества в связи с направлением хозяйства и особенностями географической Среды в значительной степени определялись особенности материальной культуры народов - типы их поселений и жилища, пища и утварь, одежда, средства передвижения. ХКТ отражают отношения людей в процессе их хозяйственной деятельности к окружающей природной среде во всех доиндустриальных обществах и включены этим процессом в типологию экономических структур общественного производства. Поэтому отдельные группы ХКТ могут быть сопоставлены с понятием “производительных сил”, в которое органически входят, кроме используемых природных ресурсов, все народные традиции и новации, элементы и средства общения людей в пределах конкретных этнических общностей; они выражают сущность элементов культуры, передающихся от поколения к поколению. Понятие ХКТ отражает локальные варианты хозяйства, органически соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с конкретной географической средой и главными физико-географическими поясно-зональными закономерностями трех уровней (планетарного, регионального и локального).
ХКТ, как и все другие общественные явления, проходят определенные ступени своего исторического развития, которые в социально-экономическом отношении различаются между собой все более высокой эффективностью производительности труда, нарастающей величиной прибавочного продукта; прогрессом и усложнением почти всех традиционных элементов материальной и духовной культуры этносов.
Природа, служившая на ранних этапах истории человечества главной основой материального производства, определяла его разнообразие в разных экологических средах, что, в свою очередь, отражалось на формировании и закономерной смене одних ХКТ другими. Наиболее древние из них восходят в своем зарождении ко времени древнего расселения людей на планете (период позднего палеолита, мезолита и неолита), другие появились позднее - в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления классовых обществ. Выделяются три основные группы ХКТ. К первой, наиболее древней группе, относятся ХКТ с “присваивающими” формами хозяйственной деятельности, с преобладающей ролью охоты, собирательства или рыболовства. К этой группе в начале XX в. все еще относились ХКТ: полуоседлые арктические охотники на морского зверя и рыболовы (эскимосы, береговые чукчи и др.); бродячие и полуоседлые охотники и рыболовы тайги и тундры (чипевэйян, кри и др.); бродячие охотники и собиратели жаркого пояса (пигмеи мбути, ходза, австралийцы-оборигены и др.). Для всех ХКТ с “присваивающими” формами хозяйственной деятельности характерны в жарком поясе подвижность образа жизни, скудность материальной культуры, архаичность социальных структур с родовыми и общинными отношениями, отсутствие институтов формальной власти, анимистические формы религии, система ценностей, основанных на равенстве соплеменников и коллективном распределении продуктов труда. В Субарктике и Арктике рыболовецкие и зверобойные промыслы могут обеспечить годовую оседлость всего коллектива, хотя сезонная подвижность части населения здесь также жизненно необходима. В ХКТ с переходными формами хозяйственной деятельности к “производящей” экономике относятся: добыватели дикорастущего саго на Молуккских островах, занимающиеся также тропическим земледелием и рыболовством; ручные (мотыжные) земледельцы - охотники и собиратели экваториальных лесов Амазонки и Центральной Африки; оленеводы - охотники тайги и тундры. Ко второй группе относятся ХКТ ручных (палочно-мотыжных) земледельцев жаркого пояса, сочетающие переложное тропическое земледелие - с охотой и рыбной ловлей. Они широко распространены в Африке, Азии и Южной Америке. ХКТ этой группы объединяют многие приемы хозяйствования (напр., подсечно-огневое тропическое земледелие с культурами корнеплодов, бананов и т.п.), обрабатывают земли с помощью мотыг и палок, преобладание женского труда; постоянные каркасно-столбовые жилища круглого и прямоугольного плана;выделение в особую отрасль ремесленного производства (кузнечного, керамического и т.п.). Третья, наиболее поздняя группа ХКТ объединяет этнические группы, которые для обработки поля используют в качестве тягловой силы домашних животных: быков, буйволов, а также лошадей. Наиболее древнее орудие пахоты - однозубое рало, позднее в степной и лесостепной зоне распространились плуги разных типов, а в лесной зоне - двузубые сохи. С ХКТ третьей группы связаны многие общие черты образа жизни и культуры: оседлость, стационарные жилища (каркасно-столбовое, срубное, глинобитное, кирпичное, каменное), камин и духовая печь и т.п. Существует большое количество многообразия ХКТ пашенных земледельцев в самых разнообразных зонах.
На основе подвижного кочевого скотоводства в степной аридной зоне Евразии и Африки сложилось несколько ХКТ. Кочевой образ жизни наложил отпечаток на все культурно-бытовые особенности этносов, чья хозяйственная деятельность связана преимущественно с кочевым скотоводством.
В XX в. многие традиционные ХКТ стали деформироваться и разрушаться. На их месте стали складываться новые зональные комплексы экономического и культурно-бытового характера, которые формировались в условиях научно-технического прогресса, коренных изменений социальных структур, роста городского населения и интернационализации многих элементов материальной и духовной культуры.
ЛИТ.:Толстов С.П. Очерки первоначального ислама// Сов.этнография. 1982.
Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области// Сов.этнография, 1955, N 4
Андрианов Б.В. Хозяйственно-культурные типы и исторический процесс// Сов.этнография, 1968, N 2.
Чеснов Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов (в связи с работами М.Г.Левина)// Сов. этнография, 1970, N 6.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.
Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-кльтурные типы и проблемы их картографирования// Сов. этнография, 1972, N 2.
Андрианов Б.В., Доскач А.Г. Хозяйственно-культурная дифференциация народов мира и географическая среда// Природа, 1983, N 4.
Андрианов Б.В. Неоседлое население мира (историко-этнографические исследования). М., 1985.
Андрианов Б.В., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства// Вопросы истории, 1990, N 8.
Б.В.Андрианов
ХКТ, как и все другие общественные явления, проходят определенные ступени своего исторического развития, которые в социально-экономическом отношении различаются между собой все более высокой эффективностью производительности труда, нарастающей величиной прибавочного продукта; прогрессом и усложнением почти всех традиционных элементов материальной и духовной культуры этносов.
Природа, служившая на ранних этапах истории человечества главной основой материального производства, определяла его разнообразие в разных экологических средах, что, в свою очередь, отражалось на формировании и закономерной смене одних ХКТ другими. Наиболее древние из них восходят в своем зарождении ко времени древнего расселения людей на планете (период позднего палеолита, мезолита и неолита), другие появились позднее - в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления классовых обществ. Выделяются три основные группы ХКТ. К первой, наиболее древней группе, относятся ХКТ с “присваивающими” формами хозяйственной деятельности, с преобладающей ролью охоты, собирательства или рыболовства. К этой группе в начале XX в. все еще относились ХКТ: полуоседлые арктические охотники на морского зверя и рыболовы (эскимосы, береговые чукчи и др.); бродячие и полуоседлые охотники и рыболовы тайги и тундры (чипевэйян, кри и др.); бродячие охотники и собиратели жаркого пояса (пигмеи мбути, ходза, австралийцы-оборигены и др.). Для всех ХКТ с “присваивающими” формами хозяйственной деятельности характерны в жарком поясе подвижность образа жизни, скудность материальной культуры, архаичность социальных структур с родовыми и общинными отношениями, отсутствие институтов формальной власти, анимистические формы религии, система ценностей, основанных на равенстве соплеменников и коллективном распределении продуктов труда. В Субарктике и Арктике рыболовецкие и зверобойные промыслы могут обеспечить годовую оседлость всего коллектива, хотя сезонная подвижность части населения здесь также жизненно необходима. В ХКТ с переходными формами хозяйственной деятельности к “производящей” экономике относятся: добыватели дикорастущего саго на Молуккских островах, занимающиеся также тропическим земледелием и рыболовством; ручные (мотыжные) земледельцы - охотники и собиратели экваториальных лесов Амазонки и Центральной Африки; оленеводы - охотники тайги и тундры. Ко второй группе относятся ХКТ ручных (палочно-мотыжных) земледельцев жаркого пояса, сочетающие переложное тропическое земледелие - с охотой и рыбной ловлей. Они широко распространены в Африке, Азии и Южной Америке. ХКТ этой группы объединяют многие приемы хозяйствования (напр., подсечно-огневое тропическое земледелие с культурами корнеплодов, бананов и т.п.), обрабатывают земли с помощью мотыг и палок, преобладание женского труда; постоянные каркасно-столбовые жилища круглого и прямоугольного плана;выделение в особую отрасль ремесленного производства (кузнечного, керамического и т.п.). Третья, наиболее поздняя группа ХКТ объединяет этнические группы, которые для обработки поля используют в качестве тягловой силы домашних животных: быков, буйволов, а также лошадей. Наиболее древнее орудие пахоты - однозубое рало, позднее в степной и лесостепной зоне распространились плуги разных типов, а в лесной зоне - двузубые сохи. С ХКТ третьей группы связаны многие общие черты образа жизни и культуры: оседлость, стационарные жилища (каркасно-столбовое, срубное, глинобитное, кирпичное, каменное), камин и духовая печь и т.п. Существует большое количество многообразия ХКТ пашенных земледельцев в самых разнообразных зонах.
На основе подвижного кочевого скотоводства в степной аридной зоне Евразии и Африки сложилось несколько ХКТ. Кочевой образ жизни наложил отпечаток на все культурно-бытовые особенности этносов, чья хозяйственная деятельность связана преимущественно с кочевым скотоводством.
В XX в. многие традиционные ХКТ стали деформироваться и разрушаться. На их месте стали складываться новые зональные комплексы экономического и культурно-бытового характера, которые формировались в условиях научно-технического прогресса, коренных изменений социальных структур, роста городского населения и интернационализации многих элементов материальной и духовной культуры.
ЛИТ.:Толстов С.П. Очерки первоначального ислама// Сов.этнография. 1982.
Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области// Сов.этнография, 1955, N 4
Андрианов Б.В. Хозяйственно-культурные типы и исторический процесс// Сов.этнография, 1968, N 2.
Чеснов Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов (в связи с работами М.Г.Левина)// Сов. этнография, 1970, N 6.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.
Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-кльтурные типы и проблемы их картографирования// Сов. этнография, 1972, N 2.
Андрианов Б.В., Доскач А.Г. Хозяйственно-культурная дифференциация народов мира и географическая среда// Природа, 1983, N 4.
Андрианов Б.В. Неоседлое население мира (историко-этнографические исследования). М., 1985.
Андрианов Б.В., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства// Вопросы истории, 1990, N 8.
Б.В.Андрианов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов