(Huberman Bernardo A., Хуберман Бернарда) — американский физик и информатик, профессор, старший научный сотрудник компании Hewlett-Packard, исследователь законов роста и распространения Всемирной паутины. Основным направлением научных изысканий Б. Хубермана в сфере цифровых медиа являются способы взаимодействия пользователей с сетью Интернет, а также механизмы исследования и сбора информации, динамики ее перемещения и использования в компьютерных сетях. Б. Хуберман родился в Аргентине, получил степень магистра в университете Буэнос-Айреса в 1966 г., степень профессора — в университете Пенсильвании в 1971 г. В начале научной карьеры Б.Хуберман работал над вопросами физики конденсированных состояний и внес вклад в теорию критических феноменов в низкоразмерных системах. Являясь исследователем хаоса большого числа физических систем, он выявил многие универсальные свойства в нелинейных динамических системах. Его исследования в области динамики сложных структур привели к открытию явления ультрараспространения в иерархических системах. Началом научного пути Б. Хубермана в сфере цифровых медиа стал переход ученого в Исследовательский центр компании Xerox в Калифорнии. Имея внушительный академический багаж в области функционирования и развития систем, ученый предсказал существование фазовых переходов в крупномасштабных информационных системах и разработал экономический подход к решению сложных вычислительных проблем, также внедрил инновационные идеи в области экологии информационного вычисления и экологии вебсетей. Сегодня Б. Хубеман продолжает работать в области динамики развития и роста Мировой паутины, акцентируя внимание на законах ее использования. Вместе со своей исследовательской группой ученый выявляет движущие силы развития сети Интернет, законы пользовательского серфинга и создания пользовательских объединений на просторах Сети, механизмы поиска и сбора информации в свободно распространяемых системах. Особого внимания заслуживают работы Б. Хубермана в сфере электронной коммерции. Работы ученого в этой области способствовали раскрытию природы электронных рынков и обнаружению новых механизмов для защиты конфедиценциальной информации и политики приватности в информационных системах, что позволило повысить уровень доверия к электронной коммерции и ведению бизнеса в сети Интернет. С появлением таких ресурсов, как Facebook, Twitter и т. д., в сферу научных интересов Б. Хубермана вошли онлайновые социальные сети. В своих работах, посвященных исследованию взаимодействий в социальных сетях, ученый, используя математические методы анализа, меняет представление о работе этих систем. Вопреки распространенному образу соцсетей у большинства ученых, рекламодателей и политических активистов, которые считают их площадкой для распространения идей и вирусного маркетинга, а также отображением социальной динамики, Б. Хуберман утверждает, что социальные сети не отражают фактического взаимодействия между людьми. Дефицит внимания и напряженный ритм жизни и работы современного человека делают людей пассивными по отношению к немногим субъектам их интереса. На примере Twitter-а ученый показывает, что основным двигателем социального взаимодействия является рассеянная и латентная сеть связей, лежащих в основе «заявленной» компании друзей и последователей. Таким образом, Б. Хуберман выявляет, что номинальное количество связей в социальной сети отнюдь не является показателем социальной вовлеченности и активности, и цифровая связь между двумя людьми в реальности не подразумевает обязательного социального взаимодействия, а в случае с Twitter-ом, как выявил ученый, таких связей — большинство. Б. Хуберман наметил направление научного поиска, а именно — выявление способов установления масштаба и силы связей «скрытых» социальных сетей, что позволит прогнозировать распространение информации, а самое главное — уровень доверия к ней.
Литература Huberman B. Computation: the micro and the macro view. Singapore: World Scientific Publishing Co Pte Ltd, 1992. Huberman B. The Laws of the Web: Patterns in the Ecology of Information. Cambridge, Mass: MIT Press, 2001. Huberman B., Asur S. Predicting the Future with Social Media // WI-IAT '10 Proceedings of the 2010 IEEE / WIC / ACM International Conference on Web Intelligence and Intelligent Agent Technology. 2010. Vol. 1. P. 492-499. Л. Макарова
Хуберман Бернардо
Хуберман Бернардо
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016