ИДЕАЛ
Идеал
(фр. ideal) – это: 1) образец, нечто совершенное, высшая цель стремления; 2) понятие высокой степени обобщенности, фундаментальная установка этики социальной работы; выражение требований.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Идеал
образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
ИДЕАЛ
от лат. idealis - идеальный) - англ. ideal; нем. Ideal. Представление о совершенстве, к-рое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, обществ, класса. И. носят истор. характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Идеал
1) в онтологии, наиболее абстрактное и существенное представление о развивающемся нечто, содержанием которого выступает наиболее развитое состояние нечто; в социокультурном бытии человека - это наиболее абстрактное выражение содержания целевой или потребностной установки, выступающее средством ориентации и самоорганизации развивающегося человека, группы, общества в целом. 2) суть абстрактное представление о цели, достигаемой человеком, группой, обществом. Идеал несет информативность и энергетичность, внутреннюю прикрепленность к содержанию абстрактной цели.
Источник: Методологический словарь для управленцев
ИДЕАЛ
нравственный – понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели). В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться. Понятие морального идеала является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Идеал
(от позднелат. idealis – идеальный: от греч. idea – мысль, образ). Ідеал. Ideal. Представление о совершенстве, выступающее целью и образцом деятельности социальных субъектов. И. имеет исторический характер. Он выполняет регулятивную функцию в отношении к деятельности и поведению. И. – социальный показатель развития социальных явлений и процессов, эталон (представленный в виде 100 %) для измерения в социологических исследованиях культуры. Степень приближения к идеалу (или к 100%) является количественным показателем уровня развития познаваемого культурного явления. И. следует отличать от культурных ценностей.. И. – особая ценность, которая не подлежит оценке. Он либо есть, либо его нет. Он более устойчив по сравнению с собственно ценностями. Смена идеалов означает смену парадигмы развития культуры как таковой. Отсутствие И., а правильнее, отсутствие ориентации на И., – свидетельство низкой духовной культуры в обществе. И., подвергаясь прагматической оценке, перестают быть идеалами и превращаются в рядовые ценности. Поэтому во всех культурах то, на что наложено табу переоценок, фактически является формой проявления идеалов. Ценности могут быть пересмотрены с точки зрения меры их значимости в культуре. Например, Победа в Великой отечественной войне есть идеал, ориентация на который, формирует граждан. Как только поставить вопрос о цене Победы, а побед без жертв не бывает, начинают говорить не о самой Победе как культурной ценности, не имеющей цены, а о жертвах, которых обязательно окажется много. Ценности в сравнении с идеалами более вариативны. Они прагматичны и предполагают выбор ценностной ориентации без соответствующей сменой культурной идентификации или с ее сменой. Выбор среди И. невозможен без смены культурной идентификации.
ИДЕАЛ
греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей.
Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько И., отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.). Общественный И. связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей. Так, в европейской традиции начиная с Платона сосуществует устойчивое представление об идеальном государстве. С организующей функцией И. для достижения коммунизма как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм . Не меньшую роль в истории играл И. единого национального государства (в странах Западной Европы 18-19 вв.; Восточной - 20 в.). В ряде стран мира используется И. исламского государства. С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных И. - демократии и сильной власти. Эстетический И. отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа, человек в его данности через внешние атрибуты - тело - и внутренний мир). Нравственный И. задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).
В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравственный И. - от первых кодексов возникшей в античности концептуальной этики до "морального кодекса строителя коммунизма". Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание. Религиозный И. непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий. Научный И. представлен определенной совокупностью исторически варьируемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска (этикет научной деятельности). Личный И. своим наличием в культуре фиксирует ценность индивидуального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я (воспитание). Он имеет самые разные ориентации - от общественно-значимых до личностно-интимных. Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И. достаточно сложна и актуальна для многих культур, например такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного И. (аполитичность, асоциальность, бездуховность).
Феномен И. стал предметом осмысления в философии достаточно поздно. Впервые в теорию это понятие ввел И. Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели. Поскольку достижение цели лишает И. статуса существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство, где И. обретает онтологический статус прекрасного. Г. Гегель определил И. как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней - как подчинение "эмпирической действительности" Абсолютному Духу.
А.И. Лойко
Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько И., отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.). Общественный И. связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей. Так, в европейской традиции начиная с Платона сосуществует устойчивое представление об идеальном государстве. С организующей функцией И. для достижения коммунизма как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм . Не меньшую роль в истории играл И. единого национального государства (в странах Западной Европы 18-19 вв.; Восточной - 20 в.). В ряде стран мира используется И. исламского государства. С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных И. - демократии и сильной власти. Эстетический И. отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа, человек в его данности через внешние атрибуты - тело - и внутренний мир). Нравственный И. задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).
В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравственный И. - от первых кодексов возникшей в античности концептуальной этики до "морального кодекса строителя коммунизма". Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание. Религиозный И. непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий. Научный И. представлен определенной совокупностью исторически варьируемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска (этикет научной деятельности). Личный И. своим наличием в культуре фиксирует ценность индивидуального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я (воспитание). Он имеет самые разные ориентации - от общественно-значимых до личностно-интимных. Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И. достаточно сложна и актуальна для многих культур, например такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного И. (аполитичность, асоциальность, бездуховность).
Феномен И. стал предметом осмысления в философии достаточно поздно. Впервые в теорию это понятие ввел И. Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели. Поскольку достижение цели лишает И. статуса существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство, где И. обретает онтологический статус прекрасного. Г. Гегель определил И. как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней - как подчинение "эмпирической действительности" Абсолютному Духу.
А.И. Лойко
Источник: Социология: энциклопедия