ИДЕАЛ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Идеал
(фр. ideal) – это: 1) образец, нечто совершенное, высшая цель стремления; 2) понятие высокой степени обобщенности, фундаментальная установка этики социальной работы; выражение требований.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Идеал
образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

ИДЕАЛ
от лат. idealis - идеальный) - англ. ideal; нем. Ideal. Представление о совершенстве, к-рое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, обществ, класса. И. носят истор. характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Идеал
1) в онтологии, наиболее абстрактное и существенное представление о развивающемся нечто, содержанием которого выступает наиболее развитое состояние нечто; в социокультурном бытии человека - это наиболее абстрактное выражение содержания целевой или потребностной установки, выступающее средством ориентации и самоорганизации развивающегося человека, группы, общества в целом. 2) суть абстрактное представление о цели, достигаемой человеком, группой, обществом. Идеал несет информативность и энергетичность, внутреннюю прикрепленность к содержанию абстрактной цели.

Источник: Методологический словарь для управленцев

ИДЕАЛ
нравственный – понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели). В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться. Понятие морального идеала является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Идеал
(от позднелат. idealis – идеальный: от греч. idea – мысль, образ). Ідеал. Ideal. Представление о совершенстве, выступающее целью и образцом деятельности социальных субъектов. И. имеет исторический характер. Он выполняет регулятивную функцию в отношении к деятельности и поведению. И. – социальный показатель развития социальных явлений и процессов, эталон (представленный в виде 100 %) для измерения в социологических исследованиях культуры. Степень приближения к идеалу (или к 100%) является количественным показателем уровня развития познаваемого культурного явления. И. следует отличать от культурных ценностей.. И. – особая ценность, которая не подлежит оценке. Он либо есть, либо его нет. Он более устойчив по сравнению с собственно ценностями. Смена идеалов означает смену парадигмы развития культуры как таковой. Отсутствие И., а правильнее, отсутствие ориентации на И., – свидетельство низкой духовной культуры в обществе. И., подвергаясь прагматической оценке, перестают быть идеалами и превращаются в рядовые ценности. Поэтому во всех культурах то, на что наложено табу переоценок, фактически является формой проявления идеалов. Ценности могут быть пересмотрены с точки зрения меры их значимости в культуре. Например, Победа в Великой отечественной войне есть идеал, ориентация на который, формирует граждан. Как только поставить вопрос о цене Победы, а побед без жертв не бывает, начинают говорить не о самой Победе как культурной ценности, не имеющей цены, а о жертвах, которых обязательно окажется много. Ценности в сравнении с идеалами более вариативны. Они прагматичны и предполагают выбор ценностной ориентации без соответствующей сменой культурной идентификации или с ее сменой. Выбор среди И. невозможен без смены культурной идентификации.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ИДЕАЛ
греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей.
Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько И., отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.). Общественный И. связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей. Так, в европейской традиции начиная с Платона сосуществует устойчивое представление об идеальном государстве. С организующей функцией И. для достижения коммунизма как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм . Не меньшую роль в истории играл И. единого национального государства (в странах Западной Европы 18-19 вв.; Восточной - 20 в.). В ряде стран мира используется И. исламского государства. С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных И. - демократии и сильной власти. Эстетический И. отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа, человек в его данности через внешние атрибуты - тело - и внутренний мир). Нравственный И. задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).
В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравственный И. - от первых кодексов возникшей в античности концептуальной этики до "морального кодекса строителя коммунизма". Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание. Религиозный И. непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий. Научный И. представлен определенной совокупностью исторически варьируемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска (этикет научной деятельности). Личный И. своим наличием в культуре фиксирует ценность индивидуального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я (воспитание). Он имеет самые разные ориентации - от общественно-значимых до личностно-интимных. Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И. достаточно сложна и актуальна для многих культур, например такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного И. (аполитичность, асоциальность, бездуховность).
Феномен И. стал предметом осмысления в философии достаточно поздно. Впервые в теорию это понятие ввел И. Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели. Поскольку достижение цели лишает И. статуса существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство, где И. обретает онтологический статус прекрасного. Г. Гегель определил И. как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней - как подчинение "эмпирической действительности" Абсолютному Духу.
А.И. Лойко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о корреляции понятий «Педагогический идеал» и «Риторический идеал» историко-педагогический

Тимонина Ирина Владимировна
В статье отражены результаты научного поиска на стыке педагогики и риторики в рамках междисциплинарного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный идеал: цивилизационные аспекты развития советского общества

Истамгалин Рамиль Сафиевич
Советский цивилизационный проект, в отличие от досоветских, можно назвать вертикальным. Он предполагал не просто нахождение особого места страны рядом с другими цивилизационными образованиями и даже не просто возвышение над ними.
Читать PDF
0.00 байт

Право как общественный идеал

Мельникова Татьяна Витальевна
Статья посвящена анализу права как общественного идеала.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный идеал и политическая доктрина

Понукалин А. А.
Рассматривается проблема порождения принципов социального идеала как субъективного фактора регуляции общественных процессов.
Читать PDF
0.00 байт

Интернет и возрождение «Публичной сферы»: хабермасианский идеал и реальность Рунета

Трахтенберг Анна Давидовна
Читать PDF
0.00 байт

Идеал социальной справедливости в России: история и современность

Маркелов К. В.
Читать PDF
0.00 байт

Рунет как «Публичная сфера»: хабермасианский идеал и реальность

Трахтенберг Анна Давидовна
The author's pessimistic estimation of a degree of freedom of distribution of the political information on the Internet is connected with the "closing" processes owing to educational and property qualifications dominating in the N
Читать PDF
0.00 байт

Образовательный идеал и социализационная норма в контексте антропологического проектирования в услов

Залунин В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Общественный идеал в эпоху Постмодерна: ракурсы социальной политики

Константинова Лариса Владимировна
В статье актуализируется проблематика общественного идеала, рассматриваются вопросы трансформации его природы в эпоху Постмодерна.
Читать PDF
0.00 байт

Народнический социалистический общественный идеал, истоки: социологическая проекция

Завгородный Алексей Александрович
В статье анализируются условия формирования социалистического общественного идеала в России середины XIX в. Описывается наличие двух основных версий общественной мысли, определивших формат социалистического общественного идеала.
Читать PDF
0.00 байт

Компетентная коммуникативная личность - идеал современного взаимодействия семьи и института образова

Колодина А.А., Крухмалева О.В.
Статья посвящена анализу процесса взаимодействия семьи и образования по воспитанию компетентной коммуникативной личности главного богатства становящегося информационного общества.
Читать PDF
0.00 байт

Мирополитика: реальная возможность или утопический идеал? Рецензия на коллективную монографию под ре

Давыдов Дмитрий Александрович
В рецензии рассматривается коллективная монография под ред. В.С. Мартьянова и Л.Г. Фишмана «Россия в поисках идеологий: трансформация ценностных регуляторов современных обществ». Отмечается актуальность и значимость данного труда.

Похожие термины:

  • ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

    англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч-ка, об-ва, эпохи. И. э. неразрывно
  • Гендерный идеал

    это социальные ожидания мужского и женского поведения.
  • Национальный идеал

    Идеализированная картина национальной жизни, существующая в представлении человека, способствующая консолидации этноса, помогающая в решении задач социально-экономического и культурного разви
  • ИДЕАЛ НРАВСТВЕННЫЙ

    англ. ideal, moral; нем. Ideal, sittliches. Представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец.
  • ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ

    англ. ideal, public; нем. Ideal, gesellschaftliches. Представление о наиболее совершенном обществ, строе, соответствующее соц., экон. и полит, интересам к.-л. соц. групп, являющееся конечной целью их стремлений и деятел
  • ИДЕАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ

    англ. ideal, social; нем. Ideal, soziales. Представление о совершенном состоянии соц. объектов, отражающее наиболее значимые ценности данной культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деяте
  • СТОИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

    совершенного человека не оставляет места для эмоциональных переживаний. Настоящий стоик должен быть апатичен или безразличен как к наслаждению, так и к страданию.
  • Моральный идеал

    положительная высшая ценность, раскрывающая перед человеком более широкие горизонты, определяющая веру в достижение добра.
  • Идеал этический

    Ідеал етичний. Ethic ideal. Образ должной и желаемой этической ценности в форме представления о справедливом и несправедливом, добром и злом и т. д., являющихся критерием оценки поведения и деятельности