ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

идентичность этническая
ethnic identity. - Этническое осознание, восприятие себя как члена определенной этнической общности с эмоциональными, ценностными значениями, приписываемыми этому членству; осознание тождества с одной этнической группой (через общие этносоциальные представления, мнения, убеждения, верования, модели поведения, формируемые в процессе социализации) и отделение от других этнических групп. Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации. Ср. идентичность субэтническая, идентичность суперэтническая.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Этническая идентичность
(от лат. identicus – тождественный, одинаковый), осознание человеком своей принадлежности к определённому этносу. Э.и. – одна из разновидностей социальнопсихологической идентичности.
Э.и. приобретается не самопроизвольно, а по рождению или воспитанию с самого раннего детства в определённой этнической среде. Если родители ребёнка принадлежат к одному и тому же этносу, и его взросление происходит в нём же, то проблемы Э.и. не возникает. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своим этносом, поскольку механизмом формирования этнических стереотипов поведения и этнических установок служит подражание. Поэтому уже с раннего детства он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения.
Э.и. обладает очень высокой социально-психологической ценностью, поскольку она удовлетворяет, с одной стороны, потребность индивида к самобытности и независимости от других людей, с другой – потребность в принадлежности к группе и защите. Э.и. выступает психологической основой этнополитической мобилизации, т.е. готовности людей, объединённых по этническому признаку, к групповым действиям по реализации этнических интересов.
Термин «Э.и.» стал употребляться в этнологии сравнительно недавно. Он был заимствован из таких наук, как этнопсихология и этносоциология. По сути, как признают сами представители этих наук, на междисциплинарном уровне, понятие «Э.и.» тождественно понятию «самосознание этническое».

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Этническая идентичность
субъективно-символическая сторона этничности, состоящая в том, что люди причисляют себя к какой-либо этнической общности, соотнося некоторые черты собственной определенности с рядом объективных характеристик этой общности. Э.и. выражается в осознании человеком или группой своей этнической принадлежности. Факторами, формирующими и поддерживающими э.и., являются территория проживания, язык, религия, пища, одежда, традиции, обычаи, стереотипы поведения и т. д., которые воспринимаются в качестве культурных символов и позволяют выделять свою этническую общность («мы») из других («они») и одновременно ощущать принадлежность к данной общности. Э.и. является специфической формой социальной идентификации, основывающейся на осознании представителями одного этноса единства своего происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущении межпоколенной и исторической преемственности. В отечественной традиции в качестве синонима «э.и.» нередко используется тер мин «этническое самосознание». Однако эти понятия нетождественны: второе имеет более широкое значение и включает э.и. в качестве своего центрального элемента. В современной социологии, психологии и социальной антропологии существуют три основных подхода в трактовке э.и.: примордиалистский, конструктивистский и инструменталистский. Примордиализм трактует э.и. как проявление некоей изначальной, первичной, рационально необъяснимой связи, привязанности индивида к собственной этнической группе; конструктивизм, в противоположность примордиализму, исходит из понимания э.и. как продукта творческого воображения и социального конструирования, акта самовосприятия, основанного на индивидуальном или групповом выборе; инструментализм, будучи близким конструктивистскому подходу, рассматривает э.и. в качестве способа и инструмента достижения группой определенных экономических или политических целей в условиях межэтнической конкуренции. Др социол. наук Н. Г. Скворцов.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ
результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности.
Понятие "И.Э." не эквивалентно понятиям "этничность", "этническая принадлежность", "этническое самосознание", "этническая идентификация". Если этничность (или этническая принадлежность) - это приписываемая обществом категория на основе объективных критериев, то И.Э. - это результат самокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа окружаемого мира и своего места в нем (Т.Г. Стефаненко). Истинная И.Э. человека может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью.
И.Э. не тождественна и этническому самосознанию, поскольку И.Э. не сводится только к осознанию этнической принадлежности, т.к. содержит в себе слой этнического бессознательного (В.С. Лурье, Г.У. Солдатова, А.В. Сухарев и др.), а также потому, что предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности (Т.Г. Стефаненко). Наряду с причислением индивидом себя к представителям своего этноса И.Э. включает прежде всего глубоко значимое переживание данной принадлежности, как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе.
Если идентификация - это процесс, благодаря которому реализуется этническое отождествление, то идентичность - это результат и итог процесса идентификации (Tajfel H.). Становление и развитие идентичности заключается в синтезе идентификаций, которые интегрируются в систему составляющих компонентов целостной идентичности (Erikson E. - Эриксон). Среди основных критериев этнической идентификации могут быть такие, как родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и мн. др. В разные исторические периоды у разных народов доминирующая роль как ведущих критериев этнической идентификации, так и этноидентифицирующих признаков может меняться. Посредством идентификации транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и ценности, традиции и обряды народа, осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия.
В исследовании И.Э. выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы (Е.М. Галкина). В центре внимания психологического подхода личность как носитель этнокультурных особенностей и качеств. Здесь И.Э. рассматривается как одна из составляющих структуры личности и ее самосознания. В рамках социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель этнической группы, а И.Э. - как компонент социальной идентичности. Главным объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является этническая общность, или группа (В.П. Павленко). И.Э. здесь исследуется как один из базовых феноменов этнического самосознания.
В структуре И.Э. выделяют два основных компонента: когнитивный и аффективный (эмоционально-ценностный). Первый из них, характеризуя содержательное наполнение И.Э., объединяет знания и представления о этнической принадлежности, о своей и чужих этнических группах (этническую осведомленность), самоназвание (этнический ярлык-этноним), основные критерии этнической идентификации, а также этнодифференцирующие и этноидентифицирующие признаки, которые лежат в основе этнического отождествления и уподобления. Эмоционально-ценностный компонент, объединяя переживание человеком тождественности с этнической общностью, удовлетворенность собственной этнической принадлежностью, оценку ее значимости, желание принадлежать этнической группе, а также комплекс этнических чувств (гордости, любви, преданности, приверженности, солидарности, самоуважения и достоинства, обиды, стыда, вины, ущемленности, униженности и мн. др.), в целом отражает отношение индивида к факту собственной этнической принадлежности, его отношение к своей этнической общности в целом, а также ее оценку.
Среди параметров И.Э. выделяют: 1) значимость И.Э.; 2) актуальность И.Э.; 3) валентность И.Э. (В.Н. Павленко и др.). Под значимостью И.Э. понимается субъективная важность этнической суб-идентичности для человека. В соответствии с валентностью И.Э. характеризуется как позитивная или негативная. Позитивная И.Э. является наиболее естественной, нормальной, более распространенной для большинства людей формой И.Э., когда чувство этнической принадлежности порождает ощущение стабильности, безопасности и защищенности. Негативная И.Э., являясь результатом неблагоприятного межэтнического сравнения, отражает негативную оценку представителей своей этнической группы. Негативная И.Э. чаще присуща представителям недоминантных этнических групп и этнических меньшинств. Негативная И.Э. связана с комплексом таких чувств, обусловленных этнической принадлежностью, как неуверенность, неполноценность, униженность, ущемленность, стыд за свой народ и др.
Следствием негативной оценки своей этногруппы и самоотождествления с ней могут выступать следующие стратегии поведения: 1) принятие индивидом собственной негативной И.Э. (Т.Г. Стефаненко); 2) "разотождествление" себя и своего народа, относя негативные суждения к другим членам этнической группы, но не к себе самому (В.С. Собкин); 3) стремление сменить свою этническую группу и, соответственно, сменить свою этническую принадлежность (Tajfel H., Turner J.C. и др.). Результатом последней стратегии могут являться такие типы измененной И.Э., как: моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; биэтническая идентичность, маргинальная И.Э. (J. Berry).
Под влиянием различных факторов И.Э. актуализируется, "оживает", претерпевает определенные трансформации. Если позитивная И.Э. представляет собой баланс толерантного отношения к своей и другим этническим группам, являющийся важным условием самостоятельного стабильного существования этнической общности в полиэтническом окружении, то изменения И.Э. (относительно позитивной И.Э.) могут происходить в направлении как ее ослабления, так и усиления.
Выделяют следующие виды трансформаций И.Э. по типу: а) этнической индифферентности; б) гиперидентичности (национального фанатизма, этноизоляционизма и этноэгоизма); в) гипоидентичности (этнонигилизма). Гипоидентичность характеризуется негативизмом по отношению к собственной этнической группе. Гиперидентичность сравнивают со своеобразным этническим нарциссизмом , базирующемся на этноцентризме. Проявлением крайних форм гиперидентичности является сверхпозитивное отношение к своему этносу, готовность к любым жертвам во имя его интересов наряду с выраженной нетерпимостью, враждебностью, даже ненавистью к другим народам (С.В. Рыжова и Г.У. Солдатова).
Являясь одним из важнейших составляющих компонентов социальной идентичности, И.Э. тесно взаимосвязана с другими из них. Такими, как гражданская , конфессиональная, европейская и др. идентичности. Вместе с тем к особенностям, присущим только И.Э., относят ее мифологичность, основывающуюся на идеях и мифах об общих культуре, происхождении, истории (Г.У. Солдатова); обращенность И.Э., воплощенной в культурной традиции, в прошлое, в отличие от других форм идентичности, ориентированных на настоящее или будущее (G. De Vos); чувствительность и зависимость И.Э. от ряда обстоятельств, этносоциального статуса этнической группы в системе межэтнического взаимодействия, условий социокультурного контекста, динамики межэтнических отношений, их характера и состояния и др. факторов.
Л.И. Науменко

Источник: Социология: энциклопедия