ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ СЛОЙ (ИС)

Найдено 1 определение
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ СЛОЙ (ИС)
круг участников совместной деятельности (предприятия, корпорации, общественного объединении), занимающих различные социальные позиции в организации и ориентирующих своё поведение на ценности и нормы её социального ядра. С повышением значения когнитивной составляющей в политических и организационных процессах, социология управления всё больше акцентирует внимание на конструкте функциональной «идентичности» членов организации в отношении её ядра, полупериферии и периферии (исследование А.В.Тихонова в объединении “Татнефть” в рамках генерального проекта ИКСИ РАН 1968-1973 г.г. “Социальная организация промышленного предприятия”, рук. Н.И.Лапин). Понятие ИС применимо к исследованию как корпоративных, так и макро-систем. А. Степан и Х. Линц, например, связывают «состоятельность» любого государства с отчётливой идентификацией с ним населения, что должно находить своё выражение в его политическом поведении. При дефиците гражданской идентификации со своим государством хотя бы части граждан, возникают серьёзные трудности в воспроизводстве его структур и в организации государственного управления. Корпоративная (организационная) идентификация означает соотнесение работником своей деятельности с образом (ценностями) корпорации и разных конфигураций работников (участников), формами участия в управлении, распределения доходов, самооценок и взаимных оценок работников (участников). Она несколько напоминает распределение позиций, устанавливаемых в социометрии. К корпоративной идентичности работника (участника) можно применить положение Э. Эриксона. Идентичность включает аспект восприятия человеком своего равенства (неравенства), по сравнению с другими, инклюзии (эксклюзии) относительно общей деятельности, а также восприятия того, как другие члены корпорации (коллектива, сообщества) оценивают его функциональную роль в организации в целом. В отличие от периферии (космополитического слоя) корпорации, круг входящих в ИС разделяет приверженность общим ценностям и целям корпорации (корпоративный дух), играет важную роль в поддержании здоровой организации, лояльной поддержки социального ядра. Тем самым он участвует в предотвращении перерождения ядра в клику с узкогрупповыми интересами, росту периферийного (космополитического) слоя, что ведёт к корпорацию к полному разрушению. Особенно значительна роль идентификационного слоя в корпорациях в период инноваций (модернизации, реорганизации), когда необходима поддержка лидеров проекта. ИС сближается с социальным ядром на предприятиях типа «компания участников», «компания собственников», «компания-семья». В качестве средств (форм) поддержания ИС в корпорациях выступают: социальное партнерство, корпоративный патронаж, коуч- менеджмент (коучинг), неформальные структуры типа стратегического консультационного совета, включающего представителей социального ядра и работников, относящихся к ИС, элементы самоуправления на нижних уровнях (бригада, участок), учёт позиций профсоюзов. Тип «компании-семьи» был распространен в Японии, где корпоративный патронаж дополнялся элементами самоуправления, в частности формой «кружки качества». Корпоративный патронаж целенаправленно практиковала, например, компания «Лукойл».
Лит.: Парсонс Т. О Социальных системах. М., 2002; Мертон Р.К. Референтная группа и социальная структура. М., 1991; Виллисов М.В. Государственно-управленческие инструменты мотивации самостоятельных решений частного капитала в интересах общества // Проблемы современного государственного управления в России. М., 2008, вып. 6 (20); Щегорцов В.А., Таран В.А. Менеджмент. М., 2005. Тихонов А.В.Социология управления. Изд. 2-е.М.,2009: ТихоновА.В. Эффективность социальной организации современного промышленного предприятия. Схема интервью для выделения идентификационного ядра.//Социальная организация промышленного предприятия:соотношение планируемых и спонтанных процессов.Под ред.Н.И.Лапина.М.,2005. В.М. Капицын

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.